Зюзя, великий и ужасный

Белорусский Зюзя ежегодно принимает уже около 6000 гостей

Корреспондент «Р» провела один день с языческим богом белорусской зимы

 

Всем известно, что Дед Мороз живет в Великом Устюге, Санта-Клаус — в Лапландии, Юлтомтен — в Швеции, Пэр-Ноэль — во Франции, Йыулувана — в Эстонии… К итальянским детям с подарками приходит старушка Бефана. Белорусский же новогодний персонаж — языческий бог холода и мороза Зюзя — поселился в лесной тиши в семи километрах от Постав. Босоногий дед с длинной бородой вызывает мороз и стужу, поднимает метель и принимает гостей со всего света. Ежегодно к нему приезжает около 6000 туристов. Заглянула в фольклорно-мифологическую усадьбу этого лютого божества и корреспондент «Р».

 

Чародейство начинается сразу за высокими резными воротами усадьбы. Вековые разлапистые ели, заснеженное озеро, деревянный мостик — первое, что выхватывает взгляд. Вот и магическая тропа. Она ведет в деревеньку, где, по слухам, можно встретить Зюзю. Пройдешь по тропе без приключений — попадешь к богу холода и мороза, не пройдешь — так и останешься возле ворот со злыми духами. Сама деревенька с трудом просматривается сквозь кустарник и стволы деревьев. Судя по доносящейся громкой музыке, радостным крикам и возгласам, гулянья в ней идут полным ходом. Беру курс на веселье…

— Прежде чем попасть в гости к Зюзе, придется преодолеть некоторые препятствия, — охладила мой пыл Ирина Войтюлян, местный экскурсовод. — Чтобы пересечь Чертов мост, например, нужно спеть песню. Или так и останетесь в начале пути.

 

Меньше всего мне хочется коченеть на морозе, тут уж Зюзя постарался на минус 16, и я быстро вспоминаю детскую песенку про замерзающую маленькую елочку. Прохожу — и буквально через несколько метров попадаю в объятия невысокого дядьки с огромным мешком за спиной.

— Берегитесь, это Хапун! — предостерегает Ирина Михайловна. — Тех, кто плохо себя ведет, он хватает, прячет в мешок и тащит к себе в болото на перевоспитание. Под его злую руку попадают непослушные дети и взрослые.

Хапуна я не боюсь и иду дальше. Миную еще два мостика и деревянного чертика, расставившего рыбацкую сеть на зазевавшегося туриста. Обращаю внимание на огромное пасхальное яйцо, кстати, самое большое в Беларуси. Из-за сугроба выглядывают вужалки — дети змеиного царя. Они, как уверяют сведущие в мифологии люди, не причиняют человеку вреда. Чего не скажешь об их охране — целом клубке змей. Вообще, всякой нечисти на территории усадьбы достаточно. Оно и неудивительно, ведь многие языческие божества не отличались ни кротким нравом, ни добродетелью.

 

— Нашим гостям здесь нравится, — рассказывает Ирина Войтюлян. — Взрослые, правда, поначалу не знают, как себя вести. Они серьезные, а у нас здесь сказка. А потом начинают резвиться как дети. Значит, сказка получилась.

Волшебная тропа выводит меня на огромную поляну. От красоты и величия леса захватывает дух. Одни только ели высотой с пятиэтажный дом чего стоят. Под их трехметровыми лапами с легкостью укроются от непогоды все лесные жители. В центре поляны — главная новогодняя красавица. За ней сцена, возле которой щебечут довольные школьники.

 

Все ждут Зюзю. Большую часть времени он проводит в лесу. Иногда выходит в деревню, чтобы предупредить людей о лютой зиме или просто помочь небогатой семье. Правда, никто не знает, как скоро появится любимец белорусов и появится ли вообще. Пока же на сцене — Юга, сплетница и склочница. Она уверяет, что в преддверии конца света белорусский царь морозов вырыл себе бункер и сейчас в нем отсиживается. Однако ребятню сбить с толку не так-то просто. Не помогает Юге и прибывшее «подкрепление» — Карачун и Напасть. К слову, языческие божества и новогодние персонажи разговаривают на белорусском языке. Как и положено: Зюзя-то аутентичный. Позже я узнаю, что праздничные новогодние и рождественские сценарии каждый раз пишутся разные. В этом году, например, его автор удачно сыграла на теме несостоявшегося конца света.

— Зюзю мы все равно дождемся. Без него ведь праздника не получится, — гадают подружки-третьеклассницы. — Мы из Могилева приехали всем классом, чтобы на языческого Деда Мороза посмотреть. Пока не увидим, никуда не поедем.

 

И увидели, минут через тридцать. Именно столько понадобилось мифическому герою, чтобы добраться до праздника. Прибыть вовремя ему помогли юные гости. Своим запалом они сумели отогреть черствую душу Карачуна и разбудить совесть у Напасти. В светлом длинном кожухе и валенках, с булавой в руках, Зюзя поздравил всех с Новым годом и пустился в пляс. Пока он мало похож на забияку и задиру, который так сильно бьет булавой по деревьям, что те аж трещат. Однако уже через несколько минут предстал в своем привычном обличье — в коротком кожухе, с непокрытой головой и босыми ногами. Праздник продолжается...

— Жаль, квадроцикл сломался, — сетует бог зимы. — Я бы вам показал, как на нем ездить. Пока же все желающие могут прокатиться на лошади верхом или в санях.

 

Веселье с каждой минутой нарастает. Главная елка переливается огнями, хороводы вокруг нее кружатся быстрее, за играми и конкурсами время летит незаметно. Дети согреваются чаем на травах с пряником-«зюзиком» вприкуску.

— Смотрите, какой я карандаш себе купила, и магнит, и брелок, — хвастается девчушка лет десяти перед подругами. — Вон в том домике всего много.

Отправляюсь в указанный домик и я. Побывать в гостях у Зюзи и уехать от него с пустыми руками? Ну уж нет. Я тоже хочу магнит, чтобы домашние увидели Поставы и окрестности хотя бы на нем. Продавцы-мастера предлагают вязаные фигурки, деревянные ложки, сувенирные карандаши с надписями, магниты с видами райцентра, брелоки различной конфигурации, светящиеся палочки для детей. Есть на чем остановить взгляд.

 

А я уже иду по галерее рисованных духов. Гаюн (лесной дед), Гаевки да Зазовки, Полевик, Лазник, Боломутень, Лесовик, Водяник, Опивень… Все они, по словам Зюзи, также проживают в усадьбе. Правда, на глаза туристам показываются редко.

Мое погружение в белорусскую мифологию прерывает фейерверк — заключительный аккорд зимнего праздника.

— Зюзя принимает гостей уже 7 лет, — рассказывает Егор Шушкевич, директор поставского Центра туристских услуг. — Первую свою резиденцию он открыл в 2005 году. В роскошном лесу, правда, в 23 километрах от города. Далековато было ездить к нему. Вот он и перебрался поближе к Поставам.

 

Проект «Зюзя Поозерский» — любимое детище Егора Шушкевича. От самых первых дней — от задумки до практического воплощения. Все, что я видела в усадьбе: поручни мостиков, фонари, фигурки мифических злых и не очень существ, резные деревянные кружева избушек, — сделано руками сотрудника центра. Программу мероприятия, которая, как я уже говорила, каждый год разная, также пишут сами. И каждый сезон к мероприятию привлекают профессиональных артистов. Ведь в усадьбе не только Рождество и Новый год встречают. Но и провожают зиму, отмечают Пасху.

 

— За Зюзю в 2005 году нашему центру присвоили звание лауреата IV Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая туристическая программа пребывания в Беларуси», — продолжает Егор Чеславович. — Почему Зюзя? А кто еще? У наших предков был один бог холода и мороза. Мы просто прописали его у нас, обеспечили крышу над головой и помогли созвать гостей.

Правда, по словам специалиста, не ожидали, что проект окажется настолько успешным. Говорят, что изначально рассчитывали лишь на местных школьников. А он взял и, как говорят, «выстрелил». Если в первый сезон приехало полторы тысячи гостей, то в прошлый — почти 6000.

 

— Едут к нам отовсюду — из России, Италии, Германии, Польши, — продолжает Егор Шушкевич. — Зачастили студенты из Китая. Понятно, что не прямо из Поднебесной, а те, кто учится в белорусских вузах. Несколько раз приезжали венесуэльцы. Рады мы, разумеется, всем. Правда, усадьба одновременно может принять всего две сотни гостей. Чтобы избежать толчеи, мы просим заказывать экскурсии заранее. Зюзе ведь тоже нужно подготовиться к встрече.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter