
Защита для каждого
Около столичной гимназии № 15 немноголюдно: занятия уже начались. На спортивной площадке по соседству — только мамы с колясками да малышня с самокатами. На входе нас встречает директор Эллада Власенко. В полной экипировке: маска, перчатки. На это же ориентировали и нас, пообещав, если нужно, снабдить всем необходимым. Весь коллектив гимназии, от работников кухни до педагогов, средствами индивидуальной защиты полностью обеспечен.
К ребятам обязательных требований нет. Тем не менее уроки, информирует директор, начались с инструктажа:
— Напоминания о соблюдении индивидуальной гигиены можно увидеть на стенах каждого этажа, в холле. Информация постоянно прокручивается на мониторах в коридорах гимназии. В кабинетах ребят рассадили в шахматном порядке, чтобы была дистанция. Благо место позволяет.

Держи дистанцию
Пока поднимаемся по ступенькам, звенит звонок. Но коридоры остаются относительно тихими: ребят все же заметно меньше. Мимо пробегает группка шестиклассников.
— Держите дистанцию! — напоминает Эллада Григорьевна, и школьники расступаются.
Тишине есть еще одно объяснение: каждый класс занимается в своем кабинете, меняются только педагоги. Дверные ручки, парты, стол педагога обрабатываются каждую перемену. Бегать по коридорам времени нет.

«Удаленно тоже можем»
Педагоги разработали и разместили в общем доступе ряд тестов и видеоуроков для проверки знаний, информирует Эллада Власенко:
— Вообще, многие педагоги разработали задания и расписали их даже до конца четверти. Так что дети знают, что им нужно изучить. Например, какие произведения по литературе или параграфы по химии. У каждого учителя свой метод проверки знаний. Например, мне ребята отправляют фото выполненных заданий на электронную почту.
Но ведь удаленно не узнаешь, сделал уроки сам ученик или с помощью родителей. С другой стороны, понятно, что домашнее обучение во многом построено на самоконтроле. Захотел — открыл книжку, захотел — выполнил задание. Со своей стороны, заверяет Эллада Власенко, учебное заведение создало все условия, чтобы продолжить обучение в любом из вариантов:
— Коллектив гимназии готов учить детей удаленно, если понадобится. Кроме того, по законодательству ученик ведь может быть аттестован по итогам не только трех, но и даже одной четверти. Главное — не аттестация, а получение знаний, чтобы не было пробелов.

Два в одном
База для удаленного обучения школьников страны, в том числе силами учителей гимназии № 15 Минска, активно пополняется. Например, материалами по истории, рассказывает учитель истории гимназии Валентина Капанева:
— Мы разработали консультативно-информационный материал для уроков истории в 10-м классе по разделу Великой Отечественной войны. Моя коллега Татьяна Зенова, учитель истории, готовила такой же консультативно-информационный материал для учащихся 7-го класса. Главная сложность в создании таких материалов в том, что мы должны создать короткий, но емкий продукт. Кроме того, интересно поданный, хорошо озвученный, который был бы интересен школьнику. К слову, авторами некоторых видеосюжетов стали сами наши ребята. Все это можно найти на образовательном портале и в том числе на сайте самой гимназии.
Теперь же педагоги готовятся сразу к двум занятиям: очному и удаленному, на что требуется больше времени.
— Но это наша обязанность, — подчеркивает Валентина Капанева.
…Тем временем из одного из кабинетов гимназии доносятся звуки фортепиано. Заходим, а там педагог с телефоном в руках. Идет онлайн-подготовка к экзамену.
— Сашенька, подожди минутку, — останавливает процесс учитель музыки Ирина Мангова. — У нас гости. И успевает посетовать: не всегда Viber хорошо берет, так что рассматривают другие варианты связи. — При разборе произведения такие занятия, конечно, нереальны. Но когда дети произведение знают, мы их можем контролировать, чтобы они не забыли тексты, продолжали готовиться.
arteaga@sb.by