Звонок приглашает на первый урок

Успехи первоклассников зависят от того, насколько быстро они смогут адаптироваться в кругу сверстников, привыкнуть к школьному ритму, справиться с заданиями учителей. В этот ответственный период детям особенно необходима поддержка и понимание родителей. Полезные советы взрослым дает постоянный консультант “Семьи”, заведующая педиатрическим отделением 19-й городской детской поликлиники Ольга Геннадьевна ШЕРЕМЕТЬЕВА.
— Как определить, готов ли ребенок к школе?
— Есть несколько составляющих. В первую очередь, важна умственная готовность детей, которая заключается в умении читать, считать, писать хотя бы отдельные буквы. При наборе в школу учитывается и речевая готовность ребенка: его словарный запас, правильное произношение звуков, умение делить слова на слоги. Желательно, чтобы ребенок, проходя тест при допуске в первый класс, мог связно рассказать о каком-либо событии в своей жизни. В таком задании раскрывается умение малыша мыслить, пересказывать увиденное, подбирать к описанию нужные слова. Тестируют логическое мышление ребенка и специальными задачами, где несколько объектов, например, необходимо объединить общим понятием, определить лишний предмет в ряду, назвать формы представленных фигур и прочее. Иногда учителя просто просят детей нарисовать человечка. Такой рисунок должен быть не схематичным, а детальным. Он показывает, как развита мелкая моторика руки маленького “художника”.
Обычно родители самостоятельно решают, когда повести ребенка в школу. Однако бывают такие ситуации, в которых взрослые не могут определить — отдавать ребенка с шести или с семи  лет в школу. В таком случае лучше всего обратиться к психологу детской поликлиники.
— Когда поход в школу вынужденно откладывается?
— Существует специальный перечень заболеваний, с которыми дети не допускаются к обучению с шести лет. Причиной может стать задержка психического развития ребенка, выраженная задержка физического развития, эпилепсия, неврозоподобные расстройства, сахарный диабет, ревматизм, менингит,  серьезные заболевания почек. В подобных ситуациях поликлиники оформляют специальный документ, подтверждающий, что по состоянию здоровья ребенок  с шести лет обучаться в школе не может и его знакомство со школой откладывается до семи лет.
— Первые школьные дни без волнений не обходятся...
— Часто такие переживания перерастают в школьные неврозы. Они возникают в результате резкой смены обстановки, нового режима и коллектива, часто неврозы связаны с ответственностью, которая ложиться на ребенка в школе. Настроение детей резко ухудшается, они становятся пассивными, замыкаются в себе, у них пропадает аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность и порой — даже агрессия. Такое состояние обычно длится от двух недель до месяца, а потом проходит. Если адаптацию ребенок переносит тяжело, врачи часто наблюдают у него повышение температуры, появление резей в животе, увеличение количества потоотделения, ослабление иммунной системы. В это время родителям стоит уделять ребенку больше внимания, интересоваться его внутренним миром, совместно решать возникшие проблемы. Справиться с недугами поможет в первую очередь доброжелательный и любвеобильнй климат в семье. Взрослые должны успокоить малыша, убедить его в том, что все у него получиться, главное — не волноваться.
— Можно ли повысить трудоспособность первоклассников?
— Безусловно. Облегчить усвоение нужной информации может своевременный отдых. Поэтому ребенку не стоит сразу же после школы усаживаться за уроки. Лучше всего провести два часа на свежем воздухе. После прогулки домашнее задание выполняется гораздо быстрее. Обучение обязательно должно сопровождаться небольшими переменками, в течение которых ребенок разминается, отдыхает и при необходимости — выплескивает накопившуюся энергию. Некоторые родители заставляют детей повторять пройденный материал. Такой подход приносит пользу, но процесс повторения не должен быть мучительным. Не стоит также перегружать ребенка и посещением различных секций. Когда дети постоянно спешат, когда у них много дел и нет времени на отдых, то трудоспособность заметно ухудшается, а вместе с ней исчезает и настроение маленького ученика.
— С какими заболеваниями первоклассников вы чаще всего сталкиваетесь в своей практике?
— Ситуации разные. Во многих случаях у первоклассников появляются проблемы со зрением и опорно-двигательной системой. Своевременная профилактика помогает избегать неприятностей со здоровьем. Важно, чтобы на начальном этапе посещения школы, родители приучали ребенка правильно сидеть за рабочим столом. Стул и парта, за которыми занимается школьник, должны соответствовать его росту. Расстояние от глаз до книги обычно составляет 35 сантиметров. При этом необходимо, чтобы комната хорошо освещалась. Мы рекомендуем ограничивать детское время просмотра телевизора и игр на компьютере, больше времени советуем проводить на улице, заниматься спортом. Если ребенок научится правильно сочетать умственную и физическую нагрузки с отдыхом, это принесет ему огромную пользу.
— Стоит ли переучивать левшей писать правой рукой?
— Есть дети, которые пишут только левой рукой. Это абсолютные левши. Переучивать их писать правой рукой не стоит. Но встречаются школьники, которые одинаково хорошо пишут и левой, и правой. В этом случае можно посоветовать им для написания использовать правую руку. Но ни в коем случае не стоит прибегать к насильственным методам. Это только травмирует ребенка.
— Ругая детей за неудачи, родители часто приводят в пример собственные успехи в школе...
— Этого делать не стоит, потому что подобные сравнения могут развить в ребенке комплексы и чувство неполноценности. Взрослым необходимо помнить, что каждый человек индивидуален в своем развитии. Случается, что таланты в ребенке просыпаются не сразу. Так что, если у маленького ученика на первом этапе обучения что-то не получается, лучше всего поддержать его советом или помочь справиться с тяжелыми для него заданиями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter