Звонок из Поднебесной

Около 20 лет назад, в самом начале экономических реформ, в Китае было три предмета, обладатель которых считался человеком зажиточным: наручные часы, велосипед и швейная машинка.
Около 20 лет назад, в самом начале экономических реформ, в Китае было три предмета, обладатель которых считался человеком зажиточным: наручные часы, велосипед и швейная машинка. Сегодня же список наиболее желанных вещей возглавляют автомобиль, компьютер и мобильный телефон.

Китайский рынок мобильной связи - на втором месте в мире после США, в конце 2002 года число абонентов составило 212 млн. и ежемесячно возрастает на 5 миллионов. И это несмотря на то, что услуги мобильной связи по местным меркам отнюдь не дешевы: ежемесячная плата около 6 долларов, каждый местный звонок на стационарный телефон 0,05 долл., международный звонок 0,7 долл., причем входящие звонки оплачиваются по тем же тарифам, что и исходящие.

Самым большим иностранным инвестором в Поднебесной (10 млрд. долларов уже освоено) является американская компания "Моторола", ей же принадлежит и самая большая доля китайского рынка мобильных телефонов - 28,9 процента. За ней идут "Нокия" и "Самсунг". Стремительно увеличивается количество "мобильников" отечественного производства, в 2002 году их совокупная доля возросла до 40 процентов. Если 5 лет назад в стране было лишь 5 предприятий-производителей, то в прошлом году эта цифра увеличилась до 37.

И не забывайте о патриотизме. А что это означает применительно к торговле? Вот что: предложите местному жителю на выбор телевизор "Сони" или "Конка", холодильник "Электролюкс" и "Жуньшен", телефон "Сименс" или "Кецзянь" и можете быть уверены: он непременно выберет "Конку", "Жуньшен" и "Кецзянь" - они свои, родные, а ко всему некитайскому народ тысячелетиями относился с опаской.

Ни для кого не секрет, что Китай в первую очередь - огромный сборочный цех: в прошлом году здесь было произведено более 120 млн. мобильных телефонов, почти треть мирового количества. Причем на 60 процентов эти телефоны состоят из импортных комплектующих. Но ситуация начинает меняться. Вслед за той же "Моторолой", у которой в Китае не только сборочное производство, но и 2 исследовательских центра, местные компании разрабатывают собственные технологии, а если не получается - покупают их.

Предсказания о том, что рост абонентов мобильной связи в Китае замедлится после того, как их число достигнет 200 млн., не оправдались. В стране по-прежнему велико количество людей, которые делают многие важные покупки, к которым относятся и холодильники, и мобильные телефоны, впервые в жизни. Причем "мобильники" приобретают даже охотнее. Так что, по новым прогнозам, рост пользователей мобильной связи формата GSM будет составлять 70 - 80 млн. в год плюс 13 млн. для формата CDMA. Это новый стандарт сотовой связи, обеспечивающий не только хорошее качество звука, но и высокоскоростной доступ в Интернет, передачу данных, получение и прослушивание музыкальных записей, передачу фото и видео.

Именно в области CDMA сотрудничают с Беларусью компании "Хуавэй" и ZTE. Они выиграли тендер и поставляют оборудование для "БелСела", первого в нашей стране оператора сотовой связи в формате CDMA. Каждая китайская компания устанавливает по 8 базовых станций. Планируется, что после начала коммерческой эксплуатации сотрудничество будет продолжено в области обеспечения передачи данных и высокоскоростного доступа в Интернет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter