Звонок другу

Колонка Татьяны СУЛИМОВОЙ.
Говорят, что дружба — одно из высших достижений человечества, но, как ни странно, с годами друзей становится все меньше и меньше, а завести новых все сложнее и сложнее. Сложнее? Или просто невозможно. Может, оттого, что чистое и звонкое «кто со мной?!» уже крикнуть не получается и, вообще, страшно такие слова даже шепотом произносить. А вдруг — никто? Так сидишь в выходной перед телевизором и думаешь, позвонить или не позвонить друзьям, а может, они заняты чем–то, вдруг не вовремя? И пока все это думаешь, приходит теплое и ленивое решение: «Ай»... У телевизора оно как–то спокойнее.

Но зачем вообще нужны друзья?

Во–первых, чтобы ходить. Друг к другу в гости, вместе ходить в ресторан, в отпуск, на перекур на работе, в кружки по интересам — рыбалка, охота, дискотеки, байкер–слеты и прочие дела. Такого друга обычно хлопают по плечу и говорят: «Мы ж с Серегой полсвета вместе обошли, и если куда еще надо пойти, мы и туда вместе!» Друзья «чтобы ходить» — это не обязательно те же друзья, что и «чтобы выручать». Я однажды перепутала и позвонила другу по походам в ресторан с просьбой помочь встретить посылку с поезда. У самой не получалось.

— Ой, — говорит приятель, — ты, конечно, прости, но это негуманно в пять утра к поезду ехать. До встречи в ресторане...

Думаете, я обиделась? Просто
поняла свою ошибку — ну глупо же просить телевизор погладить мне джинсы. И я позвонила другому другу. Тому самому, из номинации «чтобы выручать».

Друзья «чтобы выручать» не всегда самые часто видимые. Например, в ресторане с ними может быть скучно. А, к счастью, выручать меня приходится гораздо реже, чем делить радость развлечений. Поэтому телефонные номера этих друзей редко оказываются среди «набранных», но если уж оказываются, то я никогда не слышу в трубке «нет». Посылку с поезда встретил именно такой друг, он же примчался помогать заводить машину, он же подарил банку малинового варенья в целях профилактики гриппа и он же в случае, если варенье не поможет, привезет горы аспирина. Оговорюсь, что, называя его другом, я могу иметь в виду и подругу. Так что не размышляйте о любви, половая принадлежность тут ни при чем. И, кстати, если такому другу понадобится помощь, я ему тоже не откажу. Включу проблесковый маячок и примчу первее всех. Такой у нас с ним контракт.

Еще друзья нужны, чтобы дружить против других друзей. Согласитесь, что в жизни всякое бывает. Ходил ты с ним по клубам, ездил к Черному и Красному морям, а он взял и напроказничал. Бывает, по–маленькому друзья проказничают, а бывает — всерьез. Тут же рука так и шарит вокруг в поисках того, кто разделит эту боль. И хорошо, если такие люди находятся. Согласитесь, что отвести от души обиду, обсуждая с ними все тонкости общения с предателем, тоже большое дело. Дружба против объединяет не хуже, чем сотни пройденных плечо к плечу километров. И даже бывает, что и повод себя уже исчерпал, а дружба все равно остается. И тогда такие друзья переходят либо в первую, либо во вторую категорию.

Еще в моей жизни бывают почти всегда бесполезные попытки искусственным образом привлечь в свою жизнь новых друзей. Смотрю на человека и думаю: теоретически неплохой ведь товарищ, почему нам не дружить? А потом сидим мы с ним за столом, и все не клеится, и поговорить не о чем, и пойти вместе некуда.

То есть, конечно, «чистые» типажи друзей — это литературная метафора, потому что звонить я в этот субботний выходной день собираюсь своему другу, с которым мы и ходили, и выручали, и дружили против. Но идти я никуда сегодня не собираюсь, и выручать меня не надо, а просто хочется позвонить именно ему, чтобы просто сказать «привет» и начать с середины предложения, и даже не заканчивать это предложение, потому что он сам знает, о чем это я. А я, собственно, о цветах, о новых фильмах, о сплетнях об общих знакомых, о своих сомнениях и планах. Только не в тексте суть, а в том, что мы вместе проводим взглядом нашу жизнь, и можно спросить у друга: «Как ты думаешь?» И посмотреть на свою жизнь его глазами и, может, заметить в ней что–то невиданное доселе.

Жаль только, что таких друзей очень мало. Много в жизни потрачено сил, так что на строительство новых отношений уже их не хватает. Может, и неоправданны были эти траты, но теперь только на судьбу вся надежда. Сведет ли она еще с новыми друзьями?

А может, только судьба и сводит людей. Может, дружба никакое не достижение человечества, а та же судьба и есть.

Как любовь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter