2014 год для гостиничного бизнеса стал прорывным

Звезды падают с неба

Прошлый год для гостиничного бизнеса стал прорывным: номерной фонд отелей в Минске увеличился более чем в два раза
Прошлый год для гостиничного бизнеса стал прорывным: номерной фонд отелей в Минске увеличился более чем в два раза. В кои-то веки город стал мало чем отличаться от соседних европейских столиц.


На руку сыграл чемпионат мира по хоккею-2014. Правда, спортивный праздник закончился, а номера — остались. Ныне будни столичных отелей нерадостные: загруженность невысокая, приходится всеми правдами и неправдами сокращать издержки. Многие руководители пришли к вынужденному решению: надо существенно снижать цены. С какими надеждами и планами на будущее живут сегодня минские гостиницы?

Совещание в Мингорисполкоме по поводу стоимости номеров в трех- и четырехзвездочных отелях, которое состоялось в начале декабря прошлого года, не прошло даром: большинство гостиниц и отелей устроили перед Новым годом небывалый аттракцион щедрости. Скидки на номера порой доходили до 50%. Представьте себе,  80 долларов за сутки в одноместном стандарте в четырехзвездочной гостинице! Впрочем, стоит признать — резкое снижение цен позволило хоть как-то завлечь постояльцев. 

Но самый главный облом для представителей гостиничного бизнеса — проблемы в российской экономике. На наполняемости отелей сказались колебания российского рубля. Туристы из соседней страны, планировавшие провести зимние каникулы в Беларуси, после «черного вторника» массово отказывались от брони. А те, кто все-таки до нас доехал, выбирали отель по принципу «какой подешевле». 

Хотельеры признаются: при нынешнем количестве туристических потоков работать приходится в оптимальном режиме. 

— Сегодня мы не можем позволить себе раздувать штат сотрудников, приходится ужиматься: временно сократили количество работников на стойке, часть обязанностей горничных переложили на администратора, — поясняет управляющий гостиницей «Виктория Олимп» Алексей Подоматько. — И хотя гостиницы и отели всегда будут считаться сверхприбыльным бизнесом, инвесторам надо понимать: срок окупаемости объектов, который обычно составляет 5—10 лет, из-за нынешней ситуации может существенно увеличиться.

Что же будет происходить на гостиничном рынке в ближайшее время? Считайте сами: в 2014 году номерной фонд в Минске составил 4562 койко-места, увеличившись на 115% по сравнению с 2013-м. По итогам 2016-го цифра вырастет до 6759. 

— Сегодня представленность отелей категории Luxury у нас превышает аналогичные показатели по Европе, а с учетом проектов, заявленных до конца 2016 года, — превышает существенно. При этом оснований полагать, что спрос в Беларуси на отели такого класса в разы выше, чем в государствах Западной Европы, нет, — приводит расклад директор департамента консалтинга и оценки компании Colliers International в Беларуси Денис Четвериков. — Сам по себе резкий скачок номерного фонда еще ничего не говорит о будущем развитии рынка. Но при отсутствии острого дефицита отелей он действительно может привести к снижению загрузки не только в краткосрочной, но и среднесрочной перспективе. Более отдаленная перспектива зависит от дальнейшего развития предложения и спроса. 

Очевидно, что нужно более тщательно прорабатывать механизмы привлечения иностранных гостей. Тут рецептов называют массу: культурный, событийный, медицинский туризм. Одним из вариантов называется также развитие конгресс-туризма. По мнению Алексея Подоматько, это направление приносит доходы не только гостиницам, но и городу: 

— Нам нужны крупные мероприятия и события, которые смогут привлечь иностранцев. У нас нет моря, и, чтобы люди ехали в Беларусь, стоит ориентироваться именно на деловой и событийный туризм — на проведение форумов и других крупных мероприятий с участием иностранных специалистов. 


Сейчас большинство игроков уверены: гостиницы Минска должны формировать рынок сообща. Например, чтобы не было демпинга, было бы логичным и правильным установить пороги минимальных цен на номера. Директор одного из столичных трехзвездочных отелей на условиях анонимности приводит такой пример: 

— Смотрите, номер в пятизвездочной гостинице не может стоить, условно говоря, 150 долларов. Это нижняя планка. Хочет отель продавать номера по 140 у. е.— пожалуйста! Но пусть он тогда убирает одну звезду и работает честно. 

Еще одна головная боль хотельеров — туроператоры и частники, сдающие квартиры. 

— Первые сегодня занимаются чуть ли не рэкетирством: предлагают отелям на заселение автобусы туристов при условии, что цены на номера будут почти бросовые. Так не бывает: зарабатывать туристическим компаниям нужно на всей цепочке по чуть-чуть, а не только на отелях, — поясняет Алексей Подоматько. — Что касается квартир на сутки, их количество увеличилось в разы, а вопрос налогообложения в данной сфере по-прежнему не урегулирован. Владельцы такого жилья перебивают клиентов у отелей, предлагая им апартаменты в центре города по $ 50 за ночь. Пусть они объединяются в апарт-отели и платят налоги цивилизованно.

МНЕНИЕ

Юрий НАТЫЧКО, первый заместитель начальника ГУ «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома»:

— Работать над имиджем Минска как туристического объекта нужно всем. Обязательно должны быть планы проводимых мероприятий, чтобы гостиницы и отели заранее знали о событиях и могли проводить грамотную ценовую политику. Представляя город как объект делового туризма, в конце прошлого года мы пригласили в Минск на презентацию более 30 российских компаний. Уверен, это направление будет развиваться. 

Когда речь заводят о том, что массовому притоку иностранных туристов мешает стоимость въездных виз, я не соглашусь. Вопрос цены в данном случае не стоит остро: когда вы едете отдыхать за границу, вы же платите за визу? Возможно, есть нарекания с порядком ее получения, но этим должны заниматься компетентные органы. Что же касается вопроса квартир на сутки, я не стал бы категорично прикрывать их. Предприниматели должны зарабатывать, но делать это нужно цивилизованно и честно платить налоги. Просто если владельцы арендного жилья станут работать честно, стоимость их услуг заметно вырастет и вполне сравнится с предложением некоторых отелей, а это, согласитесь, совершенно другой расклад.

Полина КОНОГА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter