Как изменится рынок гостиничных услуг в преддверии Европейских игр-2019 и ЧМ-2021 по хоккею

Звезды на карте города

Недавно международная компания JLL включила Беларусь в рейтинг активных стран по открытию новых гостиниц в 2018  году. Составители указали на весьма амбициозные планы наших отельеров — у нас совокупно появится 297 новых номеров. Да, стоит признать, такого бума, который рынок пережил в 2014-м во время хоккейных баталий, ждать не стоит. Однако это вовсе не значит, что в Минске не появятся новые «звездные» отели и хостелы. Корреспондент «Рэспублікі» вникала в нюансы гостиничного бизнеса.

Эксперты туристического и гостиничного  рынка  ожидают  скорейшего  продления  срока  безвиза для иностранцев

Бум позади, но не все потеряно
Юрий НАТЫЧКО

Такого бума, который столичный гостиничный рынок пережил перед ЧМ-2014 по хоккею, больше не будет. Тогда, напомним, номерной фонд в Минске вырос более чем вдвое: с 4405 койкомест в 2012-м до 9300 в 2014 году. Сейчас такой амплитуды рынок не продемонстрирует, отели больше не будут расти как грибы после дождя. Впрочем, это не означает, что новых гостиниц и хостелов у нас не появится. До конца года, как ожидается, распахнут свои двери для гостей несколько новых объектов. Их названия в разговоре перечисляет начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Юрий Натычко: 

— Мы ожидаем скорого открытия Mercure Hotel на улице Зыбицкой, это трехзвездочный объект на 126 номеров. Гостиница достроена, собственники обещают, что уже до конца года она примет гостей. За кинотеатром «Победа» ожидается открытие небольшого апарт-отеля на 50 номеров. В планах инвестора также открыть его в этом году. 

Из активно строящихся – многофункциональный гостиничный комплекс на пересечении улиц Свердлова и Ульяновской – совсем рядом со стадионом «Динамо». Правда, первые постояльцы здесь появятся не раньше второй половины 2020 года. А вот планы китайской компании Plateno Group, которая рассчитывала вывести на белорусский рынок два бренда, пока так и остались планами. Впрочем, это нормальная история: какие-то мировые сети здесь работают активно и успешно (например, Crowne Plaza, Мarriott, Hilton, Renaissance), а кто-то пока только присматривается к рынку. В любом случае, приход маститых игроков на пользу всем: и клиенту, и местным компаниям, которые перенимают отдельные стандарты качества именитых конкурентов. 

Цены могут меняться хоть каждый час

Один из основных упреков, который доносится в сторону столичных отельеров, — цены за их услуги. Обычно клиенты начинают сравнивать проживание в Минске и в столицах стран-соседей. И зачастую такое сравнение оказывается не в нашу пользу: мол, в Варшаве снять номер дешевле, а в Вильнюсе еще более приятные цены. Специалисты же предлагают от некорректных параллелей воздерживаться: во-первых, всегда нужно оценивать и местоположение, и уровень объекта. Во-вторых, не забывать: в разных странах – различные условия хозяйствования и уровень налоговых ставок. 

Впрочем, как раз таки бум-2014 привел к серьезному дисбалансу спроса и предложения на рынке, что повлекло снижение стоимости проживания. По заверению Юрия Натычко, государство здесь ценовую ситуацию никак не регулирует, функционируют исключительно рыночные механизмы. Снижение стоимости номеров, которое наблюдалось последние несколько лет, бесспорно, благо для потребителя. А вот самих игроков ситуация заставила шевелиться — усилить маркетинг и минимизировать затраты:

— Такие инструменты сработали положительно. Хотя лично мне близка позиция отельеров, которые говорят: заигрываться со снижением цен тоже не стоит. В свое время стоимость номеров упала до определенного уровня, и сегодня она вполне адекватна и соответствует сложившейся экономической ситуации в стране. Сейчас мы видим рост туристического потока, вероятно, поступательно начнут расти и цены. В любом случае каждый из игроков ведет свою финансовую политику. 

Международные отельные операторы  подтверждают  заинтересованность  в  столичном  гостиничном рынке

К слову, о финансовой политике. Нередко приходится слышать от отдельных игроков о случаях, когда пятизвездочные отели предлагают номера по цене 4 звезд, а те в свою очередь опускаются до уровня трехзвездочных. По словам гендиректора сети «Минотель» Ирины Дмуховской, конкуренция сегодня существует не столько в каждом отдельном сегменте, сколько в целом по рынку. Юрий Натычко приводит здесь пример использования динамического  ценообразования. Это когда стоимость проживания зависит от загрузки отеля: чем меньше клиентов, тем ниже цены. И наоборот. Так, условно говоря, цена номеров может меняться хоть каждый час. Однако этот инструмент применяется как краткосрочная мера, в противном случае рынок давно бы обвалился.  

В ожидании бодрой игры 

Сегодня отельеры активно готовятся к «спортивной кухне», как они называют ее в своих кругах. Такого глобального мероприятия, как Европейские игры, наша страна еще не проводила: число официальных участников в них будет гораздо больше, чем во время ЧМ-2014 по хоккею. Поэтому сейчас управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома готовит весь гостиничный фонд, постоянно мониторит ситуацию на рынке, в тесном взаимодействии работает с дирекцией Игр. Договор на размещение участников официальных делегаций уже подписан, определено 30 гостиниц, сейчас выстраивается график заездов и выездов гостей.  

Что касается уровня цен, в управлении обращают внимание: есть  подписанный контракт между городскими властями и Европейским олимпийским комитетом, где четко прописано — город-организатор должен принять меры по недопущению резкого роста тарифов, в том числе на гостиничные услуги. 

— В связи с этим сейчас разрабатывается нормативно-правовой акт, который  на уровне Правительства будет регламентировать неповышение тарифов на гостиничное обслуживание на период проведения Игр, — комментирует Юрий Натычко. — Это будет официальный документ. Мы предусматриваем, что роста цен не будет в принципе. Чего греха таить: вряд ли кто-то за эти две недели заработает много денег, а вот репутация города может быть подкошена. Это не только имиджевая составляющая, но и обязательства по договору. Нельзя допустить ситуации, когда в 5—6 раз кто-то может взвинтить цены, как это было в Киеве во время проведения финального матча Лиги чемпионов УЕФА. Кстати, такая политика, о которой я сейчас говорю, останется актуальной и на время проведения ЧМ-2021 по хоккею. 

В 2014 году номерной фонд Минска  вырос  вдвое.  Сейчас  такой амплитуды на рынке не будет
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Игроки констатируют: рынок сформировался и большого прироста на нем ожидать не стоит. Зато идет работа по совершенствованию уровня сервиса и качества услуг. В конце концов, главная задача отельеров — продать не просто номер, а эмоцию, ведь тогда можно будет с уверенностью сказать: если гостю понравилось, значит, он вернется. 

Цифры

Необъективные проценты 

Коэффициент загрузки – понятный и простой для обывателей, но неинформативный показатель, по которому иногда оценивают успех гостиничной отрасли. Юрий Натычко приводит здесь такой простой пример: отель может продать 10 номеров из 10 имеющихся  по 1 доллару и получить загрузку 100 процентов,  а может продать  всего один номер за 100 долларов, но загрузка его будет всего 10 процентов. 

Как бы там ни было, цифры — вещь упрямая: средняя загрузка минских отелей выросла с 41 процента в 2016-м до 47 процентов в первом полугодии 2018-го. Ирина Дмуховская приводит пример трехзвездочной гостиницы «Беларусь»:

— В нашем бизнесе есть сезонные спады, поэтому уже летом мы привлекаем гостей на традиционно «мертвый» февраль. Гибкая ценовая политика и умение холить и лелеять каждого гостя позволяют нам похвастаться среднегодовой загрузкой в 60—70 процентов. В отдельные месяцы мы вынуждены даже делать stop sale: останавливаем продажи, потому что гостиница полностью загружена. Это единственный случай, когда в гостинице «Беларусь» вам могут отказать: все остальное время вы не услышите здесь слова «нет». 

КОМПЕТЕНТНО

Денис ЧЕТВЕРИКОВ, управляющий директор Colliers International Belarus:


— Белорусский рынок гостиничных услуг все еще нуждается в качественных объектах и, как ни странно, в качественном сервисе. Это касается не только отельного сегмента, хотя и его в том числе. За последние полтора года предложение отелей в Минске практически не изменилось: было введено всего два объекта (гостиницы «Полонез» и WillingHotel). На этот год заявлен ввод пяти отелей, четыре из них находятся в высокой стадии строительной готовности. Среди них один брендовый — Mercure, расположенный в районе улицы Зыбицкой. 

На рынке по-прежнему не представлены объекты мирового уровня в сегменте luxury. Однако их отсутствие еще не означает, что в Минске нужно в срочном порядке возводить FourSeasons или Ritz-Carlton. Тут следует учитывать наличие и размеры платежеспособного спроса для отелей сегмента luxury. Предложение недорогих современных объектов уровня 2—3 звезд, расположенных в центре города, увеличилось незначительно. При этом спрос растет как раз на номера в бюджетных трехзвездочных отелях. 

Что касается спроса и ситуации на рынке средств размещения, очевидна положительная динамика в IT-секторе: часто компании приглашают зарубежных специалистов, и отельный фонд тут составляет слабую конкуренцию квартирам с хорошим ремонтом и удобным местоположением. Возможно, рынком могли бы быть востребованы качественные и недорогие апартаменты для длительного проживания. Однако апартаменты пока являются чем-то специфичным и не до конца понятным для белорусского рынка гостеприимства. 

Впереди — II Европейские игры-2019 и чемпионат мира-2021 по хоккею. Есть основания полагать, что средств размещения в городе достаточно, чтобы принять предстоящие крупные мероприятия и в полной мере удовлетворить спрос на проживание гостей. Во время чемпионата 2014 года средняя загрузка отелей составила 83 процента. Конечно, на пике спроса, в день открытия, она достигала 100 процентов, ближе к концу мероприятия немного снизилась. А вот опыт создания инфраструктуры под отдельное мероприятие можно назвать негативным. Дело в том, что работа гостиниц в дальнейшем была сложной из-за обострившейся конкуренции. Вопреки позитивным ожиданиям, поток туристов в город не увеличился. Если до 2014 года средняя загрузка отелей на рынке составляла свыше 60 процентов, то после 2014 года отели показывают среднюю загрузку 40—45 процентов. Поэтому в ближайшее время ожидается, скорее, повышение внимания к недостроенным объектам, чем к новым проектам. И потенциальным инвесторам следует ориентироваться не на короткие событийные мероприятия, пусть и такие глобальные, как II Европейские игры-2019, а на длительные горизонты развития рынка и учитывать различные факторы. Такие, например, как развитие IT-отрасли, мелкого и среднего бизнеса, безвизовый въезд, возможность появления лоукостов, развитие в стране мероприятий—магнитов для бизнеса (крупные конференции) и прочее.

Что касается инвестиционной привлекательности гостиничного рынка, тут следует разделять понятия. Если мы говорим об инвесторах как о потенциальных покупателях объекта недвижимости с целью последующего получения прибыли от него, то инвестиционная сделка – явление очень редкое в принципе, а в гостиничном сегменте тем более. Сейчас инвесторы проявляют очень умеренный интерес к отельной недвижимости в Минске. Вспомните широко известный отель HyattRegency: его выставили на продажу в ноябре 2016 года и пока так и не смогли реализовать, объект продолжает повторно выставляться на торги со снижением цены. Если же мы говорим о девелоперах, то они стараются завершать старые, начатые проекты и стали более осторожны в заявлении новых проектов: если отель планируется, то он, скорее, небольшого размера, часто в составе многофункционального комплекса. Отельный сегмент остается не самым выгодным для девелопмента на белорусском рынке. Вместе с тем международные отельные операторы подтверждают заинтересованность в нем, но условия входа на рынок подлежат обсуждению в каждом конкретном случае.

Обсуждается

Виват, безвиз!

Введение пятидневного без­визового режима, безусловно, придало рынку импульс. Число гостей в столичных отелях увеличилось на 14 процентов. Впрочем, определить точную долю влияния этой меры на гостиничный рынок тяжело. Совсем недавно МИД заявил о том, что проект Указа Президента о продлении срока безвизового пребывания иностранцев, прибывающих через пограничный пункт пропуска «Национальный аэропорт Минск», находится на финальной стадии. Эксперты туристического рынка эту новость восприняли с энтузиазмом. Как-никак, а 5 дней, из которых на полноценное знакомство со страной, по сути, оставалось лишь три полных дня, маловато. Ирина Дмуховская признается: на всех международных выставках и мероприятиях иностранцы с воодушевлением говорят, что было бы неплохо увеличить безвиз. В том числе ввести его для тех, кто прибывает в страну не только самолетами. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter