Олег Новицкий третий раз в космосе: узнали подробности новой миссии

Звездная миссия 3.0

Ракета "Союз-2.1а" с кораблем "Ю. А. Гагарин" в пятницу стартовала с Байконура. К Международной космической станции отправились космонавты Роскосмоса Олег Новицкий и Петр Дубров, а также астронавт NASA Марк Ванде Хай. Наш земляк  вошел в состав основного экипажа в качестве командира корабля «Союз МС-18» и командира МКС-65, причем он отметит в космосе и собственный 50-летний юбилей. Для Олега это уже третья продолжительная экспедиция, что свидетельствует о высочайшей квалификации, отменном здоровье и востребованности космонавта. Корреспондент «Р» встретилась с Валентиной Эдуардовной Новицкой, мамой Олега, чтобы узнать все подробности о его новой миссии.

Валентина Эдуардовна и кот Муслим всегда ждут Олега в гости.
Фото Алексея Матюша

Вся жизнь — учеба

Окраина города Червеня: лес на горизонте, зеленеющий лужок, за ним угадывается речка — трое детей семьи Новицких росли на природе. Сейчас Олег, старший сын, — нечастый гость в уютном доме с зеленой крышей, хотя в докоронавирусную эпоху он выбирался на малую родину при любой возможности. Мать и сын очень близки, поэтому Валентина Эдуардовна осведомлена обо всех его поездках, командировках, в том числе и космических.

В семье НОВИЦКИХ выросло трое детей (Олег справа).

— Будет очень тяжелый полет, — считает она, с любовью и волнением вглядываясь в лицо сына на картинке видеосвязи. — Экспедиция продлится 191 день, Олегу впервые предстоит несколько выходов в открытый космос. На МКС поступило много нового оборудования, все это надо разобрать, установить, смонтировать, настроить. На космодроме Байконур он с 26 марта, когда начался завершающий этап подготовки, а дома появится только после приземления, в конце года.

Действительно, согласно имеющимся данным, одна из основных задач экспедиции будет заключаться в поэтапной интеграции нового многофункционального лабораторного модуля «Наука» в российский сегмент МКС. Кроме того, экипаж проведет на орбите более 50 научных экспериментов и исследований.

— Однажды я спросила: «Сынок, что вы там делаете?» — делится Валентина Эдуардовна. — Олег ответил: «Приезжай ко мне на подготовку, я покажу». Потом я месяц не могла прийти в себя! К ним предъявляются очень большие требования, диапазон знаний должен быть обширнейшим. Перед каждым ставятся задачи, которые следует выполнить: все изучить, просчитать, обобщить, своевременно передать. Это очень тяжело, но Олег говорит, что кому-то же надо такую работу выполнять. Раз его отправляют, значит, знания, здоровье, квалификация отменные. Он постоянно занимается, чтобы оставаться на высоком уровне, учеба продолжается всю жизнь.

Кстати, многих интересует вопрос, чем же занимаются космонавты на МКС. По сути, станция — это научная лаборатория, только не на Земле. Медицинские, технологические, биологические, физические исследования проводятся в уникальных условиях: космическое излучение без влияния атмосферы, наличие вакуума и наконец микрогравитация или невесомость. Кроме того, проводится дистанционное зондирование Земли для познания ее природных ресурсов и решения задач метеорологии, изучаются процессы глобального потепления, озоновый слой. В случае необходимости космонавты должны уметь провести ремонтно-восстановительные работы, установить новое станционное оборудование и научную аппаратуру. Сложно представить, каким объемом знаний должен владеть космонавт! Не будет преувеличением сказать, что это уникальные люди.

По заслугам и награда

Даже уникальные дети время от времени своевольничают, однако за своими двумя сыновьями и дочерью Валентина Эдуардовна особых шалостей не припомнит:

— Некогда было шкодничать — мы загружали их работой, чтобы дети всегда чем-то занимались. У каждого имелась своя зона ответственности. Чистота и порядок в доме, естественно, за дочкой, а хлопцы трудились по хозяйству. В деревне работы хватало! В те времена — дефицита одежды и продуктов — мы держали большое хозяйство: корову, трех кабанчиков, птицу. В доме было паровое отопление, а значит, надо вычистить котел, топливо принести, растопить. Словом, дети всегда были при деле, не было ни одного бесконтрольного шага. Да, отпускали гулять, доверяли, но и проверяли. За провинностью следовало наказание, так что дети всегда умели отвечать за свои поступки.

По мнению матери, очень важную роль в воспитании сыновей играет отец. Впрочем, в случае Новицких образцом являлись и отец, и мать. Они всегда трудились, на собственном примере демонстрируя: для того чтобы получить некие блага, нужно их заработать. Валентина Эдуардовна и сейчас очень деятельная: в доме — уют и порядок, в гостиной — настоящий ухоженный дендропарк. Она охотно делится советами по выращиванию крепкой рассады и приготовлению вкусного быстрого торта. Показывая фотографию двухлетнего Олега с какой-то вкусняшкой в ручке, комментирует:

— Какие-то ссобойки у детей были всегда. Летом, чтобы не носили домой грязь, в веранде на стол выставляла печенюшки, блинчики, оладушки. А самой же огород надо было полоть.

Семья не бедствовала, родители прислушивались к желаниям детей и учитывали их потребности, однако предлагали зарабатывать и самостоятельно.

— У нас неподалеку экспериментальная база «Натальевск», где всегда нужны были рабочие руки. Олег с Мариной работали там на прополке. Тогда для школьников выделяли специальные площадки, ребята трудились до трех часов дня, а потом уже занимались домашними делами. Когда получили первую зарплату, Олег младшей сестре выделил 28 рублей, а себе взял 35 — вот так оценил степень занятости, — смеется Валентина Эдуардовна. — Так смешно с ними носились: дочка у себя в спальне прячет, сын — у себя. Но пошли они в общую копилку: дети мечтали о магнитофоне. Отец сказал: «Заработайте за месяц, посмотрите заодно, легко ли вам будет. А я добавлю недостающее». Ну что ж, доложили, конечно, как и обещали. Магнитофон тот до сих пор жив, стоит в гараже. Его Олег бережет как реликвию, потому что куплен он с первой зарплаты. Только так надо поступать, чтобы дети поняли, что и родителям деньги нелегко достаются.

В погоне за мечтой

Еще в школе Олег Новицкий твердо решил, что будет военным. Ничего удивительного, ведь в семье праздник Победы, день освобождения Беларуси всегда почитали больше, чем Новый год или Пасху.

На турнике будущий космонавт вытянулся до необходимых для поступления 178 см.
— Свекор мой дошел до Кенигсберга, маму забрали прямо с поля и отправили в концлагерь, где она и провела всю войну. До самой смерти не могла надеть платье с коротким рукавом — настолько страшными были вены. Из них постоянно брали кровь для раненых немецких солдат. Дети плакали, слушая ее рассказы о мучениях людей. А папа мой, дедушка Олега, в 1941 году получил тяжелое увечье и не смог осуществить свою мечту стать летчиком. Зато в Борисоглебское высшее летное авиационное училище поступил двоюродный брат Олега, сын старшего брата мужа. Мальчики были очень дружны. Под влиянием всех этих факторов Олег и решил стать военным, причем обязательно летчиком. Начал готовиться. Учился он всегда хорошо, причем гнался не за оценками, а за знаниями. Особый упор делал на физику и математику. Еще нужно было соответствовать параметрам по росту и весу, а Олегу двух сантиметров до необходимых 178 не хватало. Тогда отец соорудил турник, повесив перекладину между двумя деревянными опорами для электрических проводов. На нем Олег висел, подтягивался с утяжелением: к двум кирпичам прикрепил перемычки и «обувал» их как сандалии. Так и вытянул себя еще на 2 сантиметра, — вспоминает Валентина Эдуардовна.

А затем было поступление, которое тоже стало испытанием для семьи. Но родители приложили все усилия, чтобы помочь сыну осуществить мечту:

— 25 июня у Олега был последний экзамен в школе — белорусский язык и литература. А утром этого же дня из военкомата принесли вызов: до 12:00 следующего дня нужно было прибыть в училище. Что делать? Осталось меньше суток, а расстояние до Борисоглебска немаленькое — более 1100 километров, это же Воронежская область России. На самолете не успеваем: лететь с пересадками, а вдруг задержка рейса? На поезда билеты надо было брать предварительно. Муж говорит: «Ну что делать, поедем на «Жигулях»! А в то время топливо тоже было в дефиците. Загрузили в багажник четыре канистры бензина да еще водку: ее можно было на топливо поменять. В общем, в 11:45 они были на КПП…

Валентина Эдуардовна рассказывает, что муж вернулся домой расстроенный, заплаканный, и у самой слезы на глаза наворачиваются:

— Говорит: «Ты представляешь, растил сына, а его забрали и куда-то повели, мне даже не сказали куда и что». Телефонов мобильных не было, в город молодых не выпускали. Ждали письма. Наконец написал, что комиссию по состоянию здоровья прошел, физподготовку сдал и допущен до экзаменов: «Если дотяну, напишу после последнего экзамена». Ждали-ждали, ждали-ждали… Из угла в угол друг за дружкой ходили… — заново переживает те события мама. — Потом присылает письмо, пишет, что все экзамены сдал и зачислен в училище, проходит курс молодого бойца. Снова ждем писем… Я все до одного его письма храню, перечитываю их, когда кошки на душе скребут.

Будущий космонавт поступил в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, а диплом получал уже в Качинском.

При этих словах с дивана на хозяйку недоуменно поглядывает красавец Муслим, голубоглазый кот сиамской масти, но сибирской пушистости. Мол, когда это я себе позволял такую вольность…

«Кто, если не мы»

После того Олег дома бывал редко. Родители сами ездили к нему два-три раза в год. Тем временем СССР трещал по швам. В 1990 году Борисоглебское училище расформировали, пришлось переводиться в Ейск, а диплом Олег получал уже в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков. Распределили его в Ленинградский военный округ. Но летать там не представлялось возможным. Поэтому Олег написал рапорт, что желает служить в Северо-Кавказском военном округе, где регулярно летали военные самолеты, и попал в Буденновск. Десять лет он прослужил на Северном Кавказе, принимал участие в двух чеченских кампаниях, имеет боевые награды и приравнен к участникам войны. «Кто, если не мы? — отвечал он на взволнованные вопросы родителей. — Я присягу принимал!»

Мама Валентина и папа Виктор приезжали к сыну на присягу.

Затем Олег Новицкий поступил в Военно-воздушную академию имени Гагарина и отучился там два года, ведь высшее образование у него уже было. А отправляясь в отпуск в Червень, написал перед отъездом заявление в отряд космонавтов.

— Набор в отряд проводится не ежегодно, но так совпало, что в тот год он случился, — Валентина Эдуардовна прекрасно осведомлена о всех тонкостях. — И все получилось! Олега зачислили кандидатом в космонавты отряда центра подготовки космонавтов. И началась работа… К полету сын готовился пять лет — по сравнению с другими это совсем немного. Некоторые до полета в космос работали и по 18 лет, а были и такие, кто вовсе не полетел. Все экзамены он сдавал успешно, ведь с детства был очень ответственным. Оценка допускается только «отлично»: космос не простит даже малейших ошибок. На подготовку экспедиций тратятся огромные средства, перед космонавтами стоят сложнейшие задачи, и на Земле должны быть уверены, что у них там все получится.

За первым полетом сына в космос Валентина Эдуардовна наблюдала из Центра управления полетами:

— Надо отдать должное ученым, они прекрасно все организовали. Первый ответственный момент — старт, второй — выход на орбиту, самый важный — стыковка. По времени это занимает полный день. Космический корабль готовится, командир экипажа передает на Землю все показания приборов, затем взлетает, переходит с одной орбиты на другую. Приближаясь к МКС, замедляет ход для пристыковки к приемному конусу станции. У космонавтов есть два часа на то, чтобы переодеться, просушить скафандры, подготовить люк к выходу. Затем происходит очень трогательная встреча: на МКС же работают люди. Две недели они передают оборудование, а затем предыдущий экипаж улетает.

Белорусские космонавты Владимир КОВАЛЕНОК, Олег НОВИЦКИЙ, Петр КЛИМУК.

Мама Олега Новицкого отмечает, что ЦУП представляет собой огромное помещение, одни размеры которого внушают почтение и трепет, а черно-серебристые тона, мрамор создают инопланетную атмосферу. Перед множеством сотрудников — огромный экран, по мнению Валентины Эдуардовны, больше, чем стена ее дома. На нем близкие космонавтов и видели стыковку, переход с корабля на станцию, приветствия космонавтов разных экспедиций.

Раньше в ЦУП ежемесячно проводили видеовстречи космонавтов с родными, так называемые приватки, на которые регулярно ездила и Валентина Эдуардовна: «А что делать? Видеть дитя-то хочется». Однако она опасается, что сейчас их не будет из-за коронавируса. Зато всегда можно поговорить по телефону:

— Хорошо, что связь налажена, можно разговаривать хоть каждый день. Голос услышала, парой слов обменялись — значит, все хорошо, жизнь продолжается. Во второй полет Олега организовали расписание пролета станции над Беларусью. В определенные дни я выходила на улицу в 23:45 и смотрела на небо — при ясной погоде, конечно. Звезды стоят на месте, а маленькая звездочка начинает двигаться. Как фасолинка выглядит, плавно проплывает над головой. Шутка ли — почти 450 километров от Земли. Помашу Олегу, на чай позову. А как-то возвращаюсь в дом — звонок: «Мама, я звонил, почему ты не отвечала?» — «Так я тебя встречать ходила! Ну как я буду спать, когда надо мной сын пролетает?»

В третий космический полет Олег тоже взял белорусский флаг.

Бомбардировщик Су-24, установленный на въезде в Червень: достопримечательность, посвященная земляку-космонавту.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Олег Новицкий провел в двух предыдущих космических экспедициях более 340 суток: 143 суток 16 часов 15 минут — в первой, 196 суток 17 часов 50 минут — во второй.

Полковник в отставке имеет звание «Герой Российской Федерации», награжден орденом «За заслуги перед Оте­чеством» IV степени.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter