Звезда Надежды

Свой подвиг Надя Троян совершила в оккупированном Минске

Свой подвиг Надя Троян совершила в оккупированном Минске


Несколько месяцев назад не стало большого человека — красавицы, умницы, бесстрашной женщины Надежды Троян, чья жизнь оказалась неразрывно связана с Белоруссией.


В 22 года она стала Героем Советского Союза. Тогда же, в 1943–м, Гитлер объявил разведчицу своим личным врагом.


Закончилась война, и Надежда Викторовна Троян начала жизнь сначала. Учеба в Московском медицинском институте, защита диссертации...Проректор родного института, доцент кафедры госпитальной хирургии, директор крупного НИИ, Троян успевала работать в комитетах ветеранов войны и защиты мира. А еще после ранней смерти мужа, журналиста–фронтовика Василия Коротеева, растила двоих сыновей. Все удавалось. Так бывает у талантливых людей.


Сегодня о своей матери Надежде Викторовне Троян рассказывает ее сын, известный кардиохирург Алексей Коротеев:


— Иногда у меня спрашивают: а что это за фамилия такая — Троян? Троя, Троянский конь древняя династия... Но, нет, ничего общего с древними родами. Троян — в переводе с белорусского — всего лишь вилы с тремя зубцами. Мама очень гордилась тем, что она белоруска.


Родилась она в маленьком городке Дрисса Витебской области. Теперь город переименовали в Верхнедвинск...


В 1939 году семья переехала в Красноярск. Здесь мама окончила школу с красным аттестатом, который позволял без экзаменов поступать в любой институт. Она выбрала 1–й Московский мед, санитарно–гигиенический факультет. Но второй курс пришлось начинать в Минске: отец нашел работу на шоколадной фабрике «Большевичка», и семья воссоединилась.


Когда пришла война, вся семья Нади Троян оказалась в оккупированном Минске, а в 1942 году они перебрались в городок Смолевичи километрах в сорока от Минска. Здесь мама устроилась в контору «Торфзавода». Еще в школе она прекрасно выучила немецкий. Потом это ей не раз помогало. Знала, что в тех местах действует партизанский отряд, народ об этом уже поговаривал. Но как установить связь с партизанами? Вдруг однажды мама случайно услышала разговор на немецком: на завтра запланирована карательная операция по уничтожению отряда. Все бросила, побежала к подруге Нюре, которая, по ее ощущениям, была связана с партизанами: «Попробуй предупредить ребят, что завтра здесь будут каратели». На следующий день, когда немцы начали прочесывать лес, то обнаружили только погасшее партизанское кострище. Через неделю Нюра подошла к Наде: «С тобой хотят познакомиться партизаны».


Так мама стала бойцом партизанского отряда «Буря», который входил в разведывательно–диверсионную «Бригаду дяди Коли». В этот отряд перешла вслед за мамой и вся наша семья, включая и маминого брата Женю. Бабушка моя в свои тогдашние 40 лет стала кашеваром. Дедушка помогал по хозяйству, оба воевали. Мама участвовала в боевых операциях. Наиболее значительные из них — рельсовая война. За два с половиной года бригада дяди Коли пустила в Белоруссии под откос 328 немецких эшелонов — получается, что несколько дивизий.


В феврале 1943–го Сталин отдал приказ уничтожить наместника Гитлера Вильгельма фон Кубе, бесчинствовавшего в Белоруссии. Выпало участвовать в этом и моей маме.


По данным историков, за Кубе охотилось больше десятка различных отрядов. Перед мамой поставили задачу — любым способом проникнуть в дом Кубе в Минске и завербовать агента. Учитывая знание немецкого, ей сделали документы, и она переселилась в Минск под своей фамилией. Она даже заключила с кем–то фиктивный брак. Вот такая история.


Начала искать подступы и обнаружила, что в этом особняке работает горничной Елена Мазаник, которая могла бы ей помочь. Далеко не сразу Елена Григорьевна, ставшая после войны близкой подругой мамы, согласилась сотрудничать с партизанами. Поначалу боялась, но в итоге передала Троян рисунок с расположением комнат дома Кубе.


А дальше выскажу свое предположение. Думаю, две организации — военная разведка и разведка НКВД — свою работу в какой–то степени координировали. Где–то и кто–то передал информацию о шагах мамы в отряд дяди Димы — отряд военной разведки. В нем была и Мария Осипова. В распоряжении двух разведок были магнитные мины. И получилось так, что в сентябре 1943–го Осипова передала мину Мазаник. А та прикрепила эту мину к пружинам постели фон Кубе. В три часа ночи 22 сентября произошел взрыв. У Кубе оторвало левую часть тела.


А моя мама, еще не зная о взрыве, после него прошло всего несколько часов, пробиралась в уже оцепленный город, чтобы передать точно такую же мину той же Мазаник. Запрятала ее в торт, благополучно проскочив все посты. Когда подошла на то самое место, где договорилась встретиться с Мазаник, выяснилось, что по всему этому району ищут совершившего покушение. И мама поняла, что надо как можно скорее в лес.


У нее потом часто спрашивали, ради чего ставила жизнь на карту, проходила сквозь кордоны, снова рискуя попасться с этой самой английской миной: город–то блокирован. Разве нельзя от мины избавиться? Ведь Кубе казнен, акт возмездия совершен. Но не выбросила, объясняла мне: не хватало партизанам таких вот мин.


Для фашистов уничтожение Кубе стало огромным ударом. Объявили траур. По–моему, траур объявлялся в Германии еще только после разгрома под Сталинградом.


Немцы провели следствие. Довольно быстро выяснили, кто провел операцию. И Гитлер объявил всех ее участниц своими личными врагами. Елену Мазаник и Марию Осипову одним путем, а маму другим доставили кружными путями на далекий хутор, а потом на самолете — в Москву. 29 октября 1943–го, в день рождения комсомола, Надежде Троян, Елене Мазаник и Марии Осиповой было присвоено звание Героя Советского Союза. За всю войну этого звания удостоились всего 87 женщин.


Николай Долгополов


dolgopolov@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter