Звериная вязь. Мы продолжаем распутывать следы диких животных — многие из них мастера “головоломок”.

В предыдущем номере журнала “Родная прырода” мы начали учиться читать на белых “страницах” заснеженных лесов и полей сложную, но невероятно увлекательную вязь звериных следов. Вы уже знаете секреты “военной тропы” матерого волка, проследили за лисичкой-сестричкой и зигзагами ходьбы ленивицы енотовидной собаки. На сей раз позволим “наследить” на страницах журнала самой крупной кошке нашей страны — рыси. Отправимся вслед за мишкой косолапым, который только на первый взгляд кажется неповоротливым. Берегитесь — иногда его сородичам-шатунам не спится в теплой берлоге и зимой. А также попытаемся разобраться в заковыристом “почерке” зайчишек-трусишек — беляка и русака, которые зачастую ставят в тупик своей “каллиграфией” не только человека, но своих многочисленных врагов — хищных зверей.

В предыдущем номере журнала “Родная прырода” мы начали учиться читать на белых “страницах” заснеженных лесов и полей сложную, но невероятно увлекательную вязь звериных следов. Вы уже знаете секреты “военной тропы” матерого волка, проследили за лисичкой-сестричкой и зигзагами ходьбы ленивицы енотовидной собаки. На сей раз позволим “наследить” на страницах журнала самой крупной кошке нашей страны — рыси. Отправимся вслед за мишкой косолапым, который только на первый взгляд кажется неповоротливым. Берегитесь — иногда его сородичам-шатунам не спится в теплой берлоге и зимой. А также попытаемся разобраться в заковыристом “почерке” зайчишек-трусишек — беляка и русака, которые зачастую ставят в тупик своей “каллиграфией” не только человека, но своих многочисленных врагов — хищных зверей.

Кошкин след

Широкие округлые лапы рыси снабжены острыми, круто загнутыми втяжными когтями, которые при обычных аллюрах на снегу не отпечатываются. Рысь выпускает когти в момент броска на добычу или при преодолении какого-нибудь препятствия (например, покрытой льдом лужи), и только тогда они оставляют на снегу отметины. Отпечаток передней лапы взрослой рыси вписывается в квадрат размером 8x8 сантиметров. Площадь следа задней лапы немного меньше, чем передней.
С установлением снежного покрова обнаружить следы рыси в местах ее обитания нетрудно. Они не такие четкие, как летом, но почти вполовину крупнее, так как зимой подошвы лап зверя густо обрастают длинной жесткой шерстью, которая увеличивает размер следа и скрывает подушечки пальцев и ступни. В морозные дни, когда снег сухой и сыпучий, отпечатки пальцев на следу совсем неразличимы.
Зима для рыси, как и для многих других животных, — тяжелый период. Несмотря на длинные ноги, хорошо развитые межпальцевые перепонки и густое опушение лап, увеличивающие опорную площадь, глубокий и рыхлый снег очень затрудняет передвижение хищника, и лишь взрослые особи способны добывать себе пищу в это время. Поэтому молодняк всю зиму держится возле матери.
Во время охотничьих походов выводок идет размеренным шагом, ступая след в след. В начале зимы шаг у матери шире, чем у детенышей, и она глубже проваливается в снег. При спокойном ходе по мелкому снегу где-нибудь под пологом густого ельника звери идут вразнобой, оставляя цепочку отпечатков, сливающихся в узкую тропу. Здесь котята при ходьбе не попадают в следы матери. Они как бы недошагивают из-за более короткого шага. На глубоком снегу детенышам приходится тянуться за матерью, и они ступают за ней след в след. При глубине снега более 25 сантиметров рысь не поднимает лапу выше поверхности снега, а волочит ее, оставляя глубокую борозду. При ходьбе по такому снегу эти животные быстро устают, поэтому стараются выбирать места малоснежные, часто пользуются заячьими тропами, лесными дорогами и даже лыжней.

Диагноз — плоскостопие

Самый крупный представитель лесных хищников — бурый медведь — в местах обитания оставляет очень ясные следы. Этому способствуют и большой размер, и вес зверя. На первом снегу, если медведь не залег в спячку, легко заметить глубокие отпечатки его когтистых пятипалых лап.
След передней лапы представляет собой отпечатки пяти пальцевых мозолей и большой, поперечно расположенной подошвенной мозоли, которая оставляет особенно глубокий и четкий отпечаток. Кроме того, позади поперечной мозоли, ближе к наружной стороне ступни, лежит небольшая округлая мозоль, которая редко оставляет след.
На ступне задней лапы медведя также пять пальцевых подушечек и одна продолговатая мозоль, расположенная уже не поперек, а вдоль стопы. Отпечаток задней лапы напоминает след босой ноги человека, но с широкой стопой (у человека, кстати, тоже бывает “медвежья стопа” — плоскостопие) и узкой пяткой.
У медведя очень большие когти: на передних лапах они в 1,5—2 раза длиннее, чем на задних, достигают 8—10 сантиметров в длину и отчетливо видны на отпечатках.
Медведя не зря называют косолапым: при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки — наружу. Если зверь шел медленно, отпечатки его передних и задних лап стоят рядом, если быстро — задние лапы перекрывают отпечатки передних.

Любители поводить за нос

Очень характерные следы оставляют зайцы. В отличие от большинства других животных, они передвигаются только одним аллюром — галопом, а скорость их бега зависит от длины прыжка. Летом среди густой растительности следы зайцев обнаружить трудно. Проще поднять самого зверька с лежки или наткнуться на выводок зайчат, да и то в зарослях не успеешь рассмотреть мелькнувшего зверька. В вечерних сумерках зайцы любят бегать по дорогам и тропам, и если внимательно присмотреться, на мягкой почве можно заметить отпечатки их когтей.
Зимой на снегу узоры заячьих следов легко обнаружить и в лесу, и на полях. Различают три типа заячьих наследов: кормовой (или жировочный), ходовой и гонный. Во время кормежки заяц передвигается очень мелкими прыжками. Он вытягивает тело, опускает передние лапы на землю, а затем, отталкиваясь обеими задними лапами одновременно, как бы подтягивает их к передним.
Отпечатки лап на месте жировки плотно лепятся один к другому. По следам видно, что во время еды заяц часто сидит, опираясь только на задние лапы.

Ходовой след зайца — более или менее длинные прыжки, при которых он заносит задние лапы за передние. Ставит их параллельно, а одну из передних лап выносит слегка вперед — для устойчивости. Этот наслед спокойный, подошвы задних лап отпечатываются на снегу почти полностью.
При быстром беге, особенно когда заяц спасается от врагов, он ставит задние лапы не рядом, а одну впереди другой. В результате отпечатки всех четырех лап гонного следа растянуты и лежат близко к прямой линии. При таком аллюре задние лапы зайца оставляют отпечатки не всей ступни — от когтей до скакательного сустава, а только одних пальцев. Заяц бежит как бы на носках.
Несмотря на то что русак крупнее беляка, следы у него мельче. Дело в том, что у беляка, жителя лесов, где снег более рыхлый, лапы шире и больше опушены. Узкая же лапа русака, жителя открытых пространств, больше приспособлена к быстрому бегу.

Характер наследов беляка и русака различен. Заяц-беляк передвигается медленно, короткими прыжками, кормится в одиночку — понемногу в разных местах. Правда, около сваленной ветром осины иногда собирается несколько особей, они плотно утаптывают вокруг веток снег. К середине зимы беляки в местах своего обитания набивают целую сеть торных троп, которыми любят пользоваться и их враги — лисы и рыси.
Русак передвигается резвее, так как его лежки обычно удалены от кормовых мест. Жировочные места русака более сконцентрированы, на них собирается несколько зверьков. Эти зайцы не набивают троп, так как на открытых местах снег плотнее и по целине ходить легче.
Для обоих видов характерно запутывание следов перед лежкой. Особенно изощренно это проделывает русак. Чтобы сбить со следа потенциального преследователя, он не идет от жировки к лежке прямым путем. Делает петли, многократно пересекая свой путь, а также “вздвойки” (проходит по старому следу 20—30 метров в обратном направлении) и сметки — большие скачки в сторону, во время которых стремится прыгнуть в кустик, на проталину, в бурьян, где отпечатки его лап менее заметны.
Прежде чем залечь, русак делает несколько петель, “вздвоек” и сметок. Лежку выбирает в укромном месте и устраивается головой к своему следу, чтобы вовремя заметить врага и успеть незаметно скрыться, пока тот будет распутывать хитросплетения его следов. Беляк тоже делает петли и сметки, но не слишком усердствует. Зато забирается на лежку-дневку в такие глухие места, где далеко не каждому хищнику удается застать его врасплох.
В следующий раз, друзья, мы будем учиться распознавать следы куницы, норки и выдры. До новых встреч на тропе следопыта!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter