Почему ДТП с участием животных становится все больше

Зверь на капоте

Какой автомобилист откажется от удовольствия промчать по обновленной трассе через лесной массив? Под колесами — ровное полотно асфальта, за окном — завораживающие зеленые пейзажи. Однако в последнее время все чаще причины остановок на таких дорогах бывают не самыми приятными. То олень перед машиной выскочит, то пугливая косуля выбежит, а то и вовсе семейство диких кабанов перекроет движение без предупреждения. Есть ли шансы избежать печального исхода при неожиданной встрече?


ПронесЛОСЬ перед глазами

Аварии на дорогах с участием диких животных в любое время года, увы, уже не редкость. Предвидеть встречу с ними, особенно в темное время суток, практически невозможно. Как и предсказать результат столкновения…

8 июля в полдвенадцатого ночи по МКАД мчалась черная Toyota. Машин на дороге практически не было, и вдруг в свете фар возник лось. Итог: бампер, капот, лобовое стекло, крыша во вмятинах, водитель отделался испугом, а животное погибло сразу.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, в результате проверки установили: вины человека за рулем в аварии не было. В ОГАИ Первомайского района Минска подтвердили, что выдали справку об отсутствии претензий по этому поводу, поскольку предупреждающий знак «Дикие животные» на этом участке дороги никогда не стоял, а в темное время суток заметить лося заранее водитель не мог.

Впрочем, на этом история для владельца машины не закончилась. На автомобиль была оформлена комплексная страховка, которая в теории должна была покрыть расходы на ремонт. Но на деле все оказалось гораздо сложнее.

Для того чтобы получить компенсацию от страховой компании, нужно обязательно связаться с потерпевшей стороной, которой причинен материальный ущерб от гибели лося. В теории каждый зверь закреплен за какой-либо организацией. Чаще всего — за лесхозами и охотхозяйствами или угодьями. Однако в данном случае поиск ответственного лица завел владельца авто в тупик. Первым делом он обратился в ГАИ Первомайского района и Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира, потом — в городскую администрацию и лесопарковое хозяйство Минска. Но лосенок не имел отношения ни к одной из организаций.

Любопытно, откуда вообще дикое животное появилось в черте города, да еще в парке рядом с оживленной трассой? По словам жильцов домов, которые находятся рядом с лесной зоной, лосенок пришел в столицу вместе с сородичами примерно год назад. Именно тогда у МКАД были замечены три лося — два побольше и малыш. Взрослые особи смогли найти путь домой, а вот лосенок испугался потока машин и, видимо, почти на год «застрял» в пролеске. Эту территорию обслуживают сотрудники лесопаркового хозяйства Минска. Однако там рассказали «Народной газете», что на балансе организации диких животных не числится, но это не исключает того, что время от времени они могут приходить на территорию города из близлежащих лесов. Кто в таких случаях признается стороной, понесшей материальный ущерб от гибели лося, — вопрос остается открытым…


Пока след не остыл

У адвоката Натальи Морозовой большой опыт в делах, связанных с ДТП. Обращались к ней за помощью и те, кому не повезло встретиться с животными на дороге.

— Если автомобиль был поврежден в ДТП с участием дикого животного и водитель был признан невиновным в случившемся, то обязательная страховка гражданской ответственности не работает. Придется делать ремонт за свой счет, — поясняет юрист. — Природные ресурсы у нас — это собственность государства. Не припомню, чтобы клиенты (мои или коллег) подавали иск к бюджету страны на возмещение ущерба, причиненного в таких авариях.

Зато был в практике Натальи довольно типичный случай: девушка ехала из Минска в аэропорт и столкнулась с выскочившим на дорогу лосем. В результате инцидента пострадал пассажир, а это могло повлечь за собой возбуждение уголовного дела. Однако перед этим назначали предварительную проверку.

— Следственный эксперимент показал, что вины водителя в случившемся нет, и в возбуждении уголовного дела было отказано. Клиентка не возмещала ущерб за погибшее животное, но машину восстанавливала за свой счет, — рассказывает Наталья Морозова. — Была и другая ситуация. Мужчина ехал по М-1 из Украины в Россию и сбил корову. Животное, хотя и не дикое, тогда повело себя совершенно непредсказуемо. Следственный эксперимент помог установить детали происшествия. Оказалось, что из-за недосмотра коровы одного из сельхозпредприятий разбежались, испугавшись грозы. Одна из них выскочила на дорогу. Но водитель не располагал возможностью остановиться с момента обнаружения опасности и не смог предотвратить столкновение. Дело в отношении клиента прекратили за отсутствием состава административного правонарушения. При этом виновными признали должностных лиц, которые не обеспечили надлежащее содержание животных.

Нередки ситуации, когда и белорусские автомобилисты попадают в ДТП с участием животных за границей.

— Был у меня клиент, который на дорогой машине встретился с семейством диких кабанов на территории Польши. Автомобиль «всмятку», но спасло КАСКО, которое действует и в таких ситуациях.

За юридическими консультациями по поводу столкновения с обитателями леса обращаются порой и постфактум. Некоторые из-за незнания законодательства и страха попасть на крупный штраф предпочитают после аварии оттащить тушу на обочину и тихонько скрыться с места происшествия. Без огласки восстанавливают автомобиль и обращаются за медпомощью, параллельно узнавая о возможных последствиях содеянного.

— Это не лучший вариант разрешить проблему, — говорит юрист. — За оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде штрафа от 5 до 25 базовых величин (одна базовая величина — 27 рублей), или лишение водительских прав сроком до двух лет.


Осторожно: лягушки

По сведениям Госавтоинспекции, с начала года в стране произошло 12 ДТП с участием диких животных, в результате которых пострадали люди. А что насчет статистики по урону, нанесенному природе?

— Мы не ведем отдельного учета по животным — участникам ДТП. Но есть общая цифра погибших за год зверей. Например, в 2019 году это было 782 лося. 37 из них погибли от рук браконьеров и еще незначительное количество — от хищников, отравлений и других причин. При этом основная масса — жертвы автомобильных аварий, — рассказывает начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Александр Козорез. — Олени осторожнее, в прошлом году их погибло чуть меньше сотни. А вот косуль — больше тысячи.

Всплеск гибели животных на дорогах в Беларуси наблюдали два года назад, когда начали вводить в эксплуатацию обновленные участки трассы М-6 Минск — Гродно. На первый взгляд, после реконструкции дорога должна была стать одной из самых безопасных в стране: на разделительной полосе установили монолитное железобетонное ограждение, которое препятствует лобовым столкновениям. Однако на смену одной беде пришла другая. Подземные тоннели, созданные тут же для зверей, доказали свою неэффективность. Копытные их не используют: косули прорываются в разрывы заградительных сеток, а лоси и олени и вовсе просто перемахивают через них. Итог — аварий с ними в два раза больше.

— При этом зачастую большегрузы даже не останавливаются, сбив косулю. Туши мы обнаруживаем спустя время, а вот найти водителя при таком раскладе практически нереально. Только за шесть месяцев этого года на участке дороги, пролегающей через Налибокский заказник, погибло около 30 косуль без фиксации ДТП, — отмечает Александр Козорез. — В некоторых районах количество животных, погибших на дорогах, в разы выше, чем при легальной охотничьей добыче. Это касается в первую очередь местности вблизи столицы — Минский, Смолевичский, Воложинский районы, а также трасс, которые идут через природоохранные территории. Оттого многие охотники и негодуют: не дело это, чтобы под колесами дичи пропадало больше, чем добывается.

По словам Александра Козореза, сейчас мы достигли максимума по количеству копытных на территории Беларуси:

— Но это не предел, и их численность будет увеличиваться естественным образом благодаря отлаженной природоохранной системе. Продолжит ли расти процент аналогичных ДТП? Все зависит от того, какие шаги в этом направлении будут предприняты в ближайшее время. На мой взгляд, обязательная мера — строительство современных надземных переходов с учетом карт миграций. Что касается заградительных сеток, то их стоит делать исключительно сплошными.

Чаще всего в новостные сводки попадает информация о гибели крупных животных. Однако это вовсе не значит, что «мелочь» не страдает от автомобилей. В июне Центр экологических и морских исследований (CESAM) в Лиссабоне рассказал о масштабе гибели диких животных на автотрассах. Ученые объединили данные 90 исследований и опубликовали результат в журнале Frontiers in Ecology and Environment. Оказалось, что ежегодно жертвами аварий в Европе становится около 194 миллионов птиц и 29 миллионов млекопитающих. И это несмотря на продуманную и развитую систему специальных переходов для животных!

Самыми уязвимыми видами, классифицированными Международным союзом охраны природы как находящиеся под угрозой исчезновения, были признаны хохлатая лысуха, балканский крот и подольский слепыш. Локальному вымиранию от гибели на дорогах подвержены, на первый взгляд, распространенные виды, которые не причисляют к находящимся в опасности, например, рябчик и большой суслик.

А как с этим обстоят дела в Беларуси? Статистики нет. Но в Минлесхозе говорят, что гибнет под колесами немалое количество и уток, и зайцев, и земноводных. К слову, последние могут быть не такими уж и безобидными. Специалисты преду­преждают: машину может унести в кювет даже из-за обычных лягушек или жаб. В апреле-мае они массово движутся в сторону водоемов и переходят шоссе большими группами. И, не дай бог, наехать на такое семейство. Несколько десятков скользких зеленых под колесами создают крайне опасную ситуацию на дороге.

Поэтому ученые создали карты миграции и для земноводных. А еще в десятке мест по всей стране можно увидеть специальные знаки, которые предупреждают водителей на дорогах о неожиданной встрече с лягушками.

Жертва, а не трофей

Главный вопрос от автомобилистов — что делать, если авария произошла?

Первым делом вызывать сотрудников ГАИ. Они проведут необходимую проверку и, если дорога находится под контролем лесничества или охотугодья, пригласят на место ДТП специалистов из этих организаций.

Выяснение обстоятельств наезда на животное — дело щепетильное. Существует расхожий миф, будто правоохранители штрафуют всех без разбору, если ситуация произошла в зоне, где установлен предупреждающий знак «Дикие животные». Это не так.

— Каждый случай рассматривается отдельно. Если будет установлено, что водитель мог заметить животное и у него была возможность остановиться и снизить скорость, но он этого не сделал, то будет привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством. Но если речь идет о внезапно выскочившем животном в темное время суток, то никаких претензий к водителю нет, — пояснили в пресс-службе УГАИ МВД Минской области. — Водитель, передвигаясь вдоль леса, всегда должен быть начеку, а въехав в зону действия преду­преждающего дорожного знака «Дикие животные» — следить за безопасной скоростью движения. Увидев вблизи дороги или на проезжей части животное, необходимо максимально снизить скорость вплоть до остановки и включить аварийную световую сигнализацию для привлечения внимания других участников дорожного движения.

Вторая страшилка, гуляющая в среде автомобилистов, — возмещение вреда окружающей среде. Якобы сбитый лось расценивается как незаконно изъятый, и за это грозит штраф 300 базовых величин.

По словам специалиста по связям с общественностью Государственной инспекции охраны животного и растительного мира Ольги Громович, таких случаев на ее памяти не было:

— Реальные проблемы с законом будут у тех, кто после наезда забирает тушу животного себе. Это расценивается как незаконная транспортировка, которая влечет за собой возбуждение уголовного дела. Наказание может быть весьма строгим — от штрафа и исправительных работ до ареста. Конечно, туши в багажнике в последние годы — довольно редкая история. Но, к сожалению, до сих пор находятся те, кто думает, что раз сбил, значит, это трофей. Формально такой подход не отличается от браконьерства.

Застучат копыта над землей

Искать решения проблемы «диких» ДТП в Беларуси начали в середине ­2000-х. Первый результат — карты миграций диких животных, которые стали учитывать при реконструкции и строительстве дорог. Начали устанавливать и дорожные знаки, преду­преждающие о возможном выходе лося, кабанчика или оленя.

— На отдельных участках автодорог теперь есть заграждающие сетки, но их количество пока невелико. Прорабатывается вопрос со съездами в лес, на поля, где есть разрывы в ограждении, — там животные обычно и выходят на дорогу, потом движутся вдоль сетки и не могут вернуться обратно. А подземные переходы используют только мелкие звери вроде зайца и лисы. Копытные туда не спускаются, — рассказала пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций Анна Куриленок.

Несколько недель назад ведомство объявило тендер по разработке мероприятий по предотвращению выхода животных на проезжую часть. Научная проработка данного вопроса позволит получить рациональные решения как с точки зрения обеспечения безопасности участников дорожного движения, так и сохранения дикой природы. Прямо сейчас Минтранс занимается составлением программы «Дороги Беларуси» на 2021—2025 годы. В документе будет раздел, посвященный безопасности дорожного движения. Животные в этом вопросе находятся не на последнем месте.

— За 20 лет количество зверей в стране выросло в 3 раза, а автомобилей — в 10. Рост ДТП при этом неизбежен. Поэтому мы ищем новые меры предупреждения аварий и готовы рассмотреть самые разные идеи от участников тендера, — говорит Анна Куриленок. — В перспективе реконструкция трассы М-1 по принципу автомагистрали, то есть дороги без ограничений. А значит, нужно убрать с нее все пересечения на одном уровне. Единственный вариант перехода животных по такой дороге — надземные биопереходы, когда путепровод строится над дорогой.

Говоря об авариях с участием животных, мы зачастую оперируем понятием «ущерб». Один сбитый лось, как бы дико это ни звучало, имеет вполне реальную цену — 300 базовых величин. Восстановление разбитой машины обходится водителям минимум в пару тысяч рублей. А порой такие столкновения приводят к серьезным травмам людей. Так что вопрос дорожной безопасности имеет вполне реальное финансовое выражение. Средства, вложенные в решение этой проблемы, помогут избежать дорогих последствий от «диких» аварий всем — и государству, и автовладельцам, и зверушкам.

Цены за дичь

Россия — одна из немногих стран, где с водителей, сбивших дикое животное на дороге, взыскивают обязательный штраф. Например, за сбитую лису у наших восточных соседей придется заплатить около 7 белорусских рублей, за кабана — около 1000, за лося — 2700, а зубр будет стоить более 6000 рублей. Компенсацию взыскивают даже за крота, бурундука или суслика, хотя суммы там и незначительные. При этом, если в ДТП погибает самка, такса возрастает: в сумму входит ущерб за нерожденное потомство.

В некоторых штатах США минимизируют ущерб другим способом. Там с прошлого года разрешили употреблять в пищу сбитых на дороге животных. «Мясо дикого зверя натуральнее напичканной гормонами и другими веществами плоти животных, которых специально выращивают на убой», — утверждали зоозащитники из организации PETA, которые добились легализации использования туш животных после ДТП в ресторанах и кафе. Там даже существуют книги рецептов блюд из мяса погибших на дорогах зверей, а тема наезда на них в стране всегда на слуху. Каждый год американцы подают 1,25 млн обращений в страховые компании на компенсации ремонта авто из-за аварий с животными. При этом власти делают упор не только на технической безопасности на дорогах (создание надземных и подземных туннелей, возведение заграждающих сеток, установка дорожных знаков и др.), но и просвещению населения об опасности таких ДТП.

НА ЗАМЕТКУ

На дорогах все животные ведут себя по-разному. Ученые изучили повадки тех, кто попадает в аварии чаще всего.

♦ Лоси пересекают проезжую часть обычно ранним утром или поздним вечером. Вес взрослого сохатого — около 600 килограммов, и он может развивать скорость до 56 километров в час, поэтому так часто ДТП с участием лосей заканчиваются трагично.

♦ Дикие кабаны гораздо опаснее не в момент столкновения, а после: раненые животные смертельно опасны.

♦ Пугливые косули, спасаясь от погони, способны прыгать до двух метров в высоту.

♦ Лисицы и зайцы в ночное время выходят на дороги из любопытства. Свет фар буквально завораживает их, поэтому они останавливаются посреди проезжей части и часто погибают под колесами.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...

увидели дикое животное возле проезжей части

♦ Максимально сбавить скорость вплоть до полной остановки. Звери ведут себя непредсказуемо и могут выскочить перед машиной в любой момент.

♦ Не пытайтесь объехать животное. Большое количество летальных исходов, а также серьезных травм и увечий случается с водителями и пассажирами автомобилей не от столкновения со зверем, а из-за того, что машины вылетают в кювет, переворачиваются и врезаются в деревья.

произошло столкновение с диким животным

♦ Включить аварийные световые сигналы и установить знак аварийной остановки.

♦ Вызвать сотрудников ГАИ, которые сами при необходимости подключат работников лесничества, ветеринаров или Госинспекции охраны животного и растительного мира.

♦ Не стоит перемещать тушу зверя и автомобиль до прибытия ГАИ.

♦ Нельзя подходить к лежащему зверю, так как он может ударить.

♦ Запрещено добивать животное, даже если это, по вашему мнению, прекратит его страдания.

♦ Запрещено забирать тушу зверя в багажник и продолжать движение.

kurak@sb.by

Фото pixabay.com и Александра КУШНЕРА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter