Звенит колокольчик, дар Валдая

Корреспондент «СОЮЗа» побывал на уроке союзной истории

За порогом минской средней школы N 199 меня встречают красочные стенды, на которых в цифрах, фактах и фотографиях — история Союзного государства. И даже оригами из полевых цветов — с символикой России и Беларуси. Фойе украшают флаги государств.


— Это наш и российский, — важно объясняют мне первоклашки. Один тут же добавляет: — У меня тетя в России живет!


Даже для младших школьников, которые в историю еще не углублялись, 2 апреля, в День единения народов Беларуси и России, учителя проводят информационные пятиминутки. А в старших классах все гораздо серьезнее. Я на уроке в 8 «Г». На школьной доске мелом выведена тема: «Две Руси — две сестры». Специальный урок, посвященный истории двух народов. Хотя тема Союзного государства — обязательная на уроках истории и обществоведения в 10–х и 11–х классах. Учитель истории Лариса Козлова начала с небольшого экскурса в прошлое: уже 17 лет, как мы живем в Союзе, но история взаимоотношений славянских народов ведется испокон веков.


— У каждого из вас есть брат или сестра, — проводит параллель Лариса Ивановна. — Бывают недопонимания, но если у кого–то возникают трудности, все разногласия отходят в сторону. Так же и взаимоотношения между нашими народами, которые всегда объединяли силы в борьбе с врагом. Примеры?


Тут школьники стали вспоминать и Грюнвальдскую битву, и Северную войну, и войну 1812 года, и, безусловно, Великую Отечественную... Читали и стихи Константина Симонова, который настолько был впечатлен невероятным героизмом советских солдат во время обороны Могилева в 1941 году, что в завещании попросил развеять свой прах над Буйничским полем.


— У нас общие победы и переживания общие, — подытоживает учительница и тут же предлагает вспомнить имена людей, которые своими открытиями, достижениями оказали важное влияние на развитие обеих стран, которых «своими» считают как в России, так и в Беларуси.


Ученики, недолго думая, перечисляют: Симеон Полоцкий, первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Марк Шагал, Петр Климук и Владимир Коваленок. Не забыли и патриарха советской дипломатии, «мистера Нет» Андрея Громыко из белорусской деревни Старые Громыки, и нобелевского лауреата Жореса Алферова, и народного артиста СССР Владимира Мулявина, чьи песни, к слову, звучали музыкальным фоном весь классный час.


— Трудно собирать информацию к этому уроку? — замечаю, что школьники пользуются в основном распечатками: явно готовились к уроку в интернете.


— В конце 1990–х, когда эта тема появилась в учебной программе, учителя искали информацию в основном в СМИ, — вспоминает Лариса Козлова. — Сейчас Союзному государству посвящены целые разделы в учебниках для старшеклассников. Но и в 8–9–м классах, рассматривая внешнюю политику России и Беларуси, так или иначе, приходим к разговору о единении наших народов.


В школьной библиотеке в этот день — тоже выставка, посвященная России и Беларуси. Правда, из литературы, посвященной Союзному государству — в основном журналы и газеты. Но библиотекарь Елена Алесина специально сделала закладки на страницах книг, где рассказывается о единении двух стран. А некоторые издания говорят сами за себя. Елена Николаевна открывает энциклопедию для детей «Российские столицы. Москва и Санкт–Петербург» и показывает дарственную надпись:


— Это подарок нашей библиотеке от средней школы N 1255 Москвы. Вот вам пример сотрудничества. Есть у нас и книга «Душа Москвы». Толстая, в золотом переплете, школьники ее очень любят брать, особенно малыши, она тяжелая, блестит, они ее листают и говорят: «Вот, это наши москвичи подарили...»


А еще в этой школе единственный в мире литературный музей имени народного поэта Пимена Панченко. В нем собрано свыше тысячи экспонатов — все наследие поэта его семья доверила СШ N 199: телефон, пианино, мебель из его кабинета, справочники и даже ключи от чемоданов.


— А между прочим, судьба Пимена Панченко тоже связана с Россией, — замечает директор школы Галина Филипенок. — Есть в музее колокольчик из Валдая — он вылит по технологии 1225 года. Звоночек подарили Панченко именно потому, что он был почетным жителем этого города Новгородской области. Эту частичку России мы храним в нашем музее и говорим детям о том, что поэт известен не только на нашей белорусской земле, что многие его произведения тесно переплетаются с историей российской.


Уверена, такие искренние уроки истории ребята усвоят прочно. Ведь эта история «живая» и вершится у них на глазах.


Прямая речь


Оксана Лосицкая, начальник отдела воспитательной и идеологиЧеской работы управления образования Фрунзенского района Минска:


— Единство России и Беларуси ощущается не только 2 апреля. Мы сотрудничаем с Южным административным округом Москвы, каждый год делегации наших директоров посещают московские школы. Это уже давняя традиция. Наши системы образования немножко отличаются, поэтому всегда для себя можно почерпнуть что–то новое. В то же время и нам есть что показать и рассказать. Например, россиян очень интересует наш опыт в проведении шестого школьного дня. В марте мы встречали делегацию из Новгорода в средней школе N 2, где недавно открылся уникальный межрайонный центр допризывной подготовки. Там очень богатая материальная база, электронный тир, у детей есть возможность познакомиться с оружием, получить общее представление о том, что такое служба в армии. Российские коллеги с интересом изучали наши наработки.


marie.by@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter