Жители деревни Старинка Витебской области возродили старую криницу

Звени, родник

Прошедшее лето было жарким, дождей почти никаких, и, как следствие, во многих деревенских колодцах не стало воды. И не важно, глубокий твой колодец или мелкий, если он пустой. Опускаешь ведро, а оно зачерпывает не чистую воду, от которой зубы ломит, а грязь с песком... Можно к соседу податься, но и у него с водой напряженка. Пару ведер достал и жди, когда набежит, соберется. А ее в деревенском хозяйстве надо много: грядки полить, скотину напоить, баню вытопить, постирать, да и пить каждый день хочется. Словом, когда вода есть, этого не замечаешь, а нет, так сразу проблема.



Обычная деревня в Витебской области. Река рядом, озера кругом, леса, болото есть, а вот воды во многих колодцах кот наплакал. Тут и вспомнили деревенские жители про свою криницу у моста, на берегу маленькой, воробей перейдет, речушки. Когда она появилась, эта самая криничка, и самые старые жители не помнят. Наверняка до них, а может, и до появления этой деревни с романтическим названием Старинка.

Прозрачная вода вытекала из берега, журчала чуть слышно, бежала к речушке маленьким ручейком, песочек намывала, несла свою воду в Ушачку, а Ушачка — в Двину. В природе все было устроено разумно, красиво и мудро. Деревенские дети любили заглянуть в темную глубину криницы, помочить руки в холодной воде, напиться... Но это было давно. А потом криница заплыла, обрушилась, о ней забыли. Торчало покосившееся бетонное кольцо, заглянешь — там ветки, листья, грязь... А вокруг шумят деревья, кусты, обвитые хмелем, крапива стоит в человеческий рост. Воду из той криницы перестали брать лет двадцать назад: кому надо, когда у всех колодцы рядом с домами?

Вспомнил о ней на исходе этого засушливого лета Михаил Цветинский, рассказал Рае Чеведаевой, у которой дом неподалеку. Решили, что будет неплохо, если попробуют старую криницу вернуть к жизни. Подключился к энтузиастам–пенсионерам и Сергей Рыбаков. Ему криница не нужна, он на другом конце деревни, за шоссе, живет, но почему не поучаствовать в добром деле. Руководила работой Рая, она и шутила, и покрикивала, и советы давала. Вырубили кусты, срезали деревья, расчистили все вокруг, а потом за лопаты взялись. Начали откапывать осевшее в землю бетонное кольцо, откидывать камни, растаскивать засохшие ветки. Потом кольцо выровняли, выставили. Стали изнутри грязь вычерпывать. Криница, чего никто из работников не ожидал, оказалась довольно глубокой. Вода начала набегать, собираться, да и ручеек из–под серого бетонного кольца зажурчал веселее, полноводнее.

Принесли два сосновых столба, вкопали по сторонам, сделали ворот с ручкой. Кусок старой цепи к нему приделали, ведро повесили. Бери и пользуйся, черпай, пей...

Хотят еще навес соорудить, чтобы листья в криницу не сыпались, снег не летел. Заминка получилась, когда работники попросили в сельсовете мешок цемента — старые щели на выщербленном бетоне заделать, чтобы дождевая вода внутрь вместе с грязью не сочилась, не портила. Цемента им не дали... Михаил Семенович Цветинский, когда об этом рассказывал, выругался в сердцах (что он не так часто делает), рукой махнул и торжественно пообещал, что цемент он и сам найдет, нужное дело доведет до конца. Еще вспомнил свою родную сестру, живущую аж в Воронеже. Его Лида, когда в конце лета уезжала в Россию, набрала с собой родной воды из криницы. Приехала, потом позвонила и сказала, что все у нее на работе удивлены, какая та вода хорошая, вкусная и, возможно, целебная...

Я подошел к кринице, заглянул в темную глубину, всмотрелся и увидел фонтанчики и едва заметную пульсацию прозрачной воды. Криница жила! Опустил ведро, поставил на край бетонного кольца и глотнул воды. Она была холодная, резкая, с едва уловимым вкусом реки. Попробуешь такую один раз, потом уже и не забудешь.

Я пишу это не только потому, что хочу выразить благодарность обычным деревенским людям. Вроде бы по необходимости, для себя, любимых, вынужденно сделали доброе дело. Но ведь теперь и все желающие, проходя через деревню, смогут набрать воды, утолить жажду, а то и просто полюбоваться на ожившую криницу.

Большинство добрых дел, согласитесь, делается не по желанию, а вынужденно, жизнь заставляет.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 191 (24821). Вторник, 6 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter