Зубы требуют мудрости
05.06.2003
Визит к стоматологу минчанина Сергея Козлова сильно озадачил. "Нет, вы скажите: имеет ли право врач работать без резиновых перчаток? Да еще с пятью кольцами на пальцах?" - наседал он на корреспондента "СБ" по телефону. "Конечно, не имеет, конечно, это нарушение, - прокомментировал ситуацию главный стоматолог-терапевт Минздрава Семен Наумович. - Давайте координаты-адреса, мы тут же разберемся". Впрочем, вопрос в считанные дни был снят уже на уровне поликлиники: перед Сергеем извинились, врача наказали. Ах, если бы так же легко и просто решались все проблемы в этой сфере! Статистика фиксирует ежегодно до 15 млн. обращений граждан к стоматологам, и по статистике, именно они - самый популярный объект критики после гинекологов и хирургов.
За последнее десятилетие наша стоматология пережила сразу несколько локальных революций. Обновились материалы, технологии, разрослась сама сеть стоматологических учреждений: лицензию Минздрава ныне имеют 112 юридических лиц и 134 предпринимателя. По-другому стало относиться к себе и население: теперь его забота - не только "абы зубы не болели", но и внешний вид, и, как сказали бы специалисты, "улучшение стоматологического статуса". А главное, мы уже научились требовать, отстаивать свои права, в том числе в самых сложных ситуациях, через суд. Благо два года назад в нашей стране указом Президента Государственная служба медицинских судебных экспертов была наделена полномочиями контролировать качество оказания любой медицинской помощи. С тех пор, по словам государственного медицинского судебного эксперта Андрея Гусакова, по постановлениям прокуратуры и судов прошло 18 стоматологических экспертиз. Не так много по сравнению с Москвой, где только за три месяца 2003 года в поле зрения экспертов оказалось более 160 "дел о зубах". Однако и не так мало, чтобы нельзя было сделать кое-какие выводы. Что интересно: эксперты приняли сторону пациента в меньшинстве случаев - в большинстве же случаев умышленное противозаконное деяние или грубую ошибку врачей доказать не удалось; в основном речь шла о дефектах пломбировки, протезирования, нарушениях врачебной этики. Иногда люди пытались "навесить" на стоматолога результаты своей собственной недальновидности: например, категорически отказывались от рентгенологического контроля и, как следствие, через несколько дней получали букет неприятностей. Но было и одно воистину вопиющее дело - когда человек скончался в кресле от анафилактического шока прямо на глазах у врача, который сначала не поинтересовался индивидуальной реакцией на препарат, а потом опоздал с реанимацией...
Как считают специалисты, "зона бедствия" - вовсе не бесплатные государственные поликлиники, которые довольно жестко контролирует Минздрав, а разнообразные профильные ЧП, УП и ООО, уверовавшие, похоже, что им никто не указ. Таковы выводы созданной в прошлом году по распоряжению Генерального прокурора межведомственной комиссии по проверке качества оказания стоматологической помощи в коммерческих организациях. Проверка проводилась в Минске и Новогрудке, причем не по жалобам, а выборочно. Тем сильнее эксперты были поражены открывшейся картиной. "Представьте себе, что в некоторых фирмах мы обнаружили пломбировочные материалы, срок годности которых истек 5 - 6 (!) лет назад, или вообще не сертифицированные в Беларуси, - говорит член комиссии, государственный медицинский судебный эксперт отдела сложных экспертиз, врач-стоматолог Ирина Шотт. - Кругом антисанитария, стерилизатор стоит где-то под ногами у пациента, причем температура в нем не поднимается выше 60 градусов. Зато цены! Часто они ничем не подтверждались - ни калькуляциями, ни актами списания материалов... За штампованную коронку, фигурально выражаясь, образца 1980 года, требуют в 2 раза больше, чем в государственной клинике за современную. Делают по старинке, качество никакое, а берут по самой высокой ставке". Особенно много претензий накопилось к частным предпринимателям, которые часто творили, что хотели. А еще, как оказалось, стоматологи в коммерческих структурах совершенно равнодушны к ведению утвержденных Минздравом документов. Любая спорная ситуация (не говоря уже о судебном разбирательстве) - и по имеющимся "филькиным грамотам" уже невозможно отследить ни как проводилось лечение, ни какие использовались препараты, кто прав, кто нет, и виной тому сам врач.
Сейчас по результатам проверки уже приняты меры: некоторые фирмы лишились лицензии, некоторыми вплотную занялась налоговая служба. Пласт проблем "коммерческой стоматологии" у нас только начинают поднимать, подобные рейды эксперты намерены предпринимать и впредь. Конечно, не следует обобщать: проверка показала лишь то, что питательная среда для жалоб и исков существует, не более того. Другое настораживает - позиция самих стоматологов: только треть из них, как засвидетельствовало одно анонимное анкетирование, готовы отстаивать свою правоту в суде. Остальные надеются "договориться" с клиентом полюбовно - вернуть деньги или долечить бесплатно. Значит, червячок сомнений гложет не только нас, пациентов?
За последнее десятилетие наша стоматология пережила сразу несколько локальных революций. Обновились материалы, технологии, разрослась сама сеть стоматологических учреждений: лицензию Минздрава ныне имеют 112 юридических лиц и 134 предпринимателя. По-другому стало относиться к себе и население: теперь его забота - не только "абы зубы не болели", но и внешний вид, и, как сказали бы специалисты, "улучшение стоматологического статуса". А главное, мы уже научились требовать, отстаивать свои права, в том числе в самых сложных ситуациях, через суд. Благо два года назад в нашей стране указом Президента Государственная служба медицинских судебных экспертов была наделена полномочиями контролировать качество оказания любой медицинской помощи. С тех пор, по словам государственного медицинского судебного эксперта Андрея Гусакова, по постановлениям прокуратуры и судов прошло 18 стоматологических экспертиз. Не так много по сравнению с Москвой, где только за три месяца 2003 года в поле зрения экспертов оказалось более 160 "дел о зубах". Однако и не так мало, чтобы нельзя было сделать кое-какие выводы. Что интересно: эксперты приняли сторону пациента в меньшинстве случаев - в большинстве же случаев умышленное противозаконное деяние или грубую ошибку врачей доказать не удалось; в основном речь шла о дефектах пломбировки, протезирования, нарушениях врачебной этики. Иногда люди пытались "навесить" на стоматолога результаты своей собственной недальновидности: например, категорически отказывались от рентгенологического контроля и, как следствие, через несколько дней получали букет неприятностей. Но было и одно воистину вопиющее дело - когда человек скончался в кресле от анафилактического шока прямо на глазах у врача, который сначала не поинтересовался индивидуальной реакцией на препарат, а потом опоздал с реанимацией...
Как считают специалисты, "зона бедствия" - вовсе не бесплатные государственные поликлиники, которые довольно жестко контролирует Минздрав, а разнообразные профильные ЧП, УП и ООО, уверовавшие, похоже, что им никто не указ. Таковы выводы созданной в прошлом году по распоряжению Генерального прокурора межведомственной комиссии по проверке качества оказания стоматологической помощи в коммерческих организациях. Проверка проводилась в Минске и Новогрудке, причем не по жалобам, а выборочно. Тем сильнее эксперты были поражены открывшейся картиной. "Представьте себе, что в некоторых фирмах мы обнаружили пломбировочные материалы, срок годности которых истек 5 - 6 (!) лет назад, или вообще не сертифицированные в Беларуси, - говорит член комиссии, государственный медицинский судебный эксперт отдела сложных экспертиз, врач-стоматолог Ирина Шотт. - Кругом антисанитария, стерилизатор стоит где-то под ногами у пациента, причем температура в нем не поднимается выше 60 градусов. Зато цены! Часто они ничем не подтверждались - ни калькуляциями, ни актами списания материалов... За штампованную коронку, фигурально выражаясь, образца 1980 года, требуют в 2 раза больше, чем в государственной клинике за современную. Делают по старинке, качество никакое, а берут по самой высокой ставке". Особенно много претензий накопилось к частным предпринимателям, которые часто творили, что хотели. А еще, как оказалось, стоматологи в коммерческих структурах совершенно равнодушны к ведению утвержденных Минздравом документов. Любая спорная ситуация (не говоря уже о судебном разбирательстве) - и по имеющимся "филькиным грамотам" уже невозможно отследить ни как проводилось лечение, ни какие использовались препараты, кто прав, кто нет, и виной тому сам врач.
Сейчас по результатам проверки уже приняты меры: некоторые фирмы лишились лицензии, некоторыми вплотную занялась налоговая служба. Пласт проблем "коммерческой стоматологии" у нас только начинают поднимать, подобные рейды эксперты намерены предпринимать и впредь. Конечно, не следует обобщать: проверка показала лишь то, что питательная среда для жалоб и исков существует, не более того. Другое настораживает - позиция самих стоматологов: только треть из них, как засвидетельствовало одно анонимное анкетирование, готовы отстаивать свою правоту в суде. Остальные надеются "договориться" с клиентом полюбовно - вернуть деньги или долечить бесплатно. Значит, червячок сомнений гложет не только нас, пациентов?