Зубы требуют мудрости

Визит к стоматологу минчанина Сергея Козлова сильно озадачил.
Визит к стоматологу минчанина Сергея Козлова сильно озадачил. "Нет, вы скажите: имеет ли право врач работать без резиновых перчаток? Да еще с пятью кольцами на пальцах?" - наседал он на корреспондента "СБ" по телефону. "Конечно, не имеет, конечно, это нарушение, - прокомментировал ситуацию главный стоматолог-терапевт Минздрава Семен Наумович. - Давайте координаты-адреса, мы тут же разберемся". Впрочем, вопрос в считанные дни был снят уже на уровне поликлиники: перед Сергеем извинились, врача наказали. Ах, если бы так же легко и просто решались все проблемы в этой сфере! Статистика фиксирует ежегодно до 15 млн. обращений граждан к стоматологам, и по статистике, именно они - самый популярный объект критики после гинекологов и хирургов.

За последнее десятилетие наша стоматология пережила сразу несколько локальных революций. Обновились материалы, технологии, разрослась сама сеть стоматологических учреждений: лицензию Минздрава ныне имеют 112 юридических лиц и 134 предпринимателя. По-другому стало относиться к себе и население: теперь его забота - не только "абы зубы не болели", но и внешний вид, и, как сказали бы специалисты, "улучшение стоматологического статуса". А главное, мы уже научились требовать, отстаивать свои права, в том числе в самых сложных ситуациях, через суд. Благо два года назад в нашей стране указом Президента Государственная служба медицинских судебных экспертов была наделена полномочиями контролировать качество оказания любой медицинской помощи. С тех пор, по словам государственного медицинского судебного эксперта Андрея Гусакова, по постановлениям прокуратуры и судов прошло 18 стоматологических экспертиз. Не так много по сравнению с Москвой, где только за три месяца 2003 года в поле зрения экспертов оказалось более 160 "дел о зубах". Однако и не так мало, чтобы нельзя было сделать кое-какие выводы. Что интересно: эксперты приняли сторону пациента в меньшинстве случаев - в большинстве же случаев умышленное противозаконное деяние или грубую ошибку врачей доказать не удалось; в основном речь шла о дефектах пломбировки, протезирования, нарушениях врачебной этики. Иногда люди пытались "навесить" на стоматолога результаты своей собственной недальновидности: например, категорически отказывались от рентгенологического контроля и, как следствие, через несколько дней получали букет неприятностей. Но было и одно воистину вопиющее дело - когда человек скончался в кресле от анафилактического шока прямо на глазах у врача, который сначала не поинтересовался индивидуальной реакцией на препарат, а потом опоздал с реанимацией...

Как считают специалисты, "зона бедствия" - вовсе не бесплатные государственные поликлиники, которые довольно жестко контролирует Минздрав, а разнообразные профильные ЧП, УП и ООО, уверовавшие, похоже, что им никто не указ. Таковы выводы созданной в прошлом году по распоряжению Генерального прокурора межведомственной комиссии по проверке качества оказания стоматологической помощи в коммерческих организациях. Проверка проводилась в Минске и Новогрудке, причем не по жалобам, а выборочно. Тем сильнее эксперты были поражены открывшейся картиной. "Представьте себе, что в некоторых фирмах мы обнаружили пломбировочные материалы, срок годности которых истек 5 - 6 (!) лет назад, или вообще не сертифицированные в Беларуси, - говорит член комиссии, государственный медицинский судебный эксперт отдела сложных экспертиз, врач-стоматолог Ирина Шотт. - Кругом антисанитария, стерилизатор стоит где-то под ногами у пациента, причем температура в нем не поднимается выше 60 градусов. Зато цены! Часто они ничем не подтверждались - ни калькуляциями, ни актами списания материалов... За штампованную коронку, фигурально выражаясь, образца 1980 года, требуют в 2 раза больше, чем в государственной клинике за современную. Делают по старинке, качество никакое, а берут по самой высокой ставке". Особенно много претензий накопилось к частным предпринимателям, которые часто творили, что хотели. А еще, как оказалось, стоматологи в коммерческих структурах совершенно равнодушны к ведению утвержденных Минздравом документов. Любая спорная ситуация (не говоря уже о судебном разбирательстве) - и по имеющимся "филькиным грамотам" уже невозможно отследить ни как проводилось лечение, ни какие использовались препараты, кто прав, кто нет, и виной тому сам врач.

Сейчас по результатам проверки уже приняты меры: некоторые фирмы лишились лицензии, некоторыми вплотную занялась налоговая служба. Пласт проблем "коммерческой стоматологии" у нас только начинают поднимать, подобные рейды эксперты намерены предпринимать и впредь. Конечно, не следует обобщать: проверка показала лишь то, что питательная среда для жалоб и исков существует, не более того. Другое настораживает - позиция самих стоматологов: только треть из них, как засвидетельствовало одно анонимное анкетирование, готовы отстаивать свою правоту в суде. Остальные надеются "договориться" с клиентом полюбовно - вернуть деньги или долечить бесплатно. Значит, червячок сомнений гложет не только нас, пациентов?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter