"Зубр" проснулся

"Зубр" - так называется новое международное депутатское объединение, которое создано в Киеве.
"Зубр" - так называется новое международное депутатское объединение, которое создано в Киеве. А более полное его название звучит так: "За Союз Украины, Беларуси и России". Перспективы сближения трех славянских государств были обсуждены и на состоявшейся научно-практической конференции "Украина, Беларусь, Россия: Союз неизбежен". С подробностями читателей "СБ" знакомит член белорусской делегации помощник Президента Сергей ПОСОХОВ.

- Сергей Алексеевич, кто принимал участие в этом форуме? Какой главный вывод сделали его участники?

- Сама конференция прошла в большом зале Академии наук Украины. Присутствовало более 300 человек, в том числе группа депутатов Госдумы, представлявшая ряд фракций - "Единство", КПРФ, "Российские регионы" и некоторые другие. В состав белорусской делегации вошли представители Администрации Президента, председатель парламентской комиссии Валентин Крючков, а также группа от КПБ. Очень широко - от левых и до правых сил - была представлена политическая элита Украины, а также ученые, которые приехали практически из всех областей республики. Рассматривались геополитический, экономический, историко-культурный и иные аспекты присоединения. Было проведено глубочайшее исследование этой проблемы. Меня просто поразила интеллектуальная глубина научной проработки этого процесса. Надо отметить, что украинские политики реально "препарируют" обстановку. И главный вывод, который был сделан, - союз трех славянских государств действительно неизбежен!

- Насколько популярна идея о присоединении среди украинской политической элиты и общества в целом?

- Во время многочисленных встреч с украинскими политиками я увидел, что они действуют в реальных условиях, которые диктуются общественными требованиями. В этом отношении позиция большинства политических лидеров, не только левого спектра, но и правого центра, а также большей части экономической элиты выражается в том, чтобы присоединиться к союзу Беларуси и России. Влияние нашего общего прошлого на настроения людей в Украине просто колоссальное. Телевидение, пресса, конференции, разговоры простых людей - все крутится вокруг этой темы. Кстати, такие настроения сильны и у украинской молодежи.

Правда, при этом четко и постоянно подчеркивается следующее: не должно быть возврата в прошлое. Я не встретил ни одного левого или правого политика, который думал бы иначе. И, конечно же, говорится о том, что Украина должна сохранить свой суверенитет, право распоряжаться своей судьбой и иметь рычаги влияния на свое внутреннее развитие. В то же время и коммунисты, и даже правые серьезные надежды возлагают на совместное использование общего наследия и достижений, в том числе высоких технологий. Высказывалось и множество других аргументов, которые без политической воли и без развязки политических узлов решить просто невозможно. Еще украинскую элиту, и прежде всего левых взглядов, очень беспокоит непомерное влияние американского фактора. И это беспокойство, как мы знаем, сегодня разделяют в полной мере все три славянских государства.

- Сергей Алексеевич, любое политическое решение, как правило, имеет под собой экономическую основу. Что сегодня на самом деле происходит в украинской экономике? Есть ли понимание того, что в одиночку экономические реформы проводить сложно?

- После распада СССР мы все находимся примерно в одинаковом экономическом положении. Но все же приведу несколько цифр. Украина до 1990 года производила столько же тракторов, сколько и Беларусь, - чуть больше 100 тысяч. В прошлом году мы продали 47 тысяч, а они - 3 тысячи. Украинской одежды сейчас практически нет в продаже, никто ее не шьет и не производит. В свое время у наших соседей было несколько телевизионных заводов, сейчас практически не осталось производства телевизоров. А Беларусь только в прошлом году продала 620 тысяч "Горизонтов" и "Витязей". Да и бюджет Украины сейчас составляет 7,5 миллиарда долларов на 50 миллионов населения, в то время как в нашей республике на 10 миллионов человек мы имеем 3,2 миллиарда. Разница, как видите, есть. И мы не скрываем, что многие наши проблемы нам удалось решить благодаря расширению интеграционных связей с Россией. И украинцы это также начинают понимать.

- И все же там есть и другие настроения?

- Да, и прежде всего у части национальной интеллигенции, которая боится "подавления украинской самобытности". Вторая же группа - это профессиональные борцы за так называемый "западный образ жизни". И если тревоги первых понятны и их надо учитывать при разработке соответствующих документов, то вторых становится все меньше, поскольку общество, по-моему, устало от контрпродуктивных мифов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter