«Зубр» и компания

Городской автобус третьего поколения МАЗ 303 признан лучшим в России: как на Минском автозаводе развивают производство пассажирской техники
Совсем немного времени понадобилось первенцу третьего поколения городских автобусов Минского автомобильного завода для международного признания. Из майских новостей: МАЗ 303 победил в номинации «Автобус года» конкурса «Лучший коммерческий транспорт года в России». Сегодня, пожалуй, уже никто не станет отрицать, что пассажирская техника минской марки имеет неповторимый стиль и устойчивую репутацию современной и надежной продукции машиностроения. Более того, «зубр» (именно так окрестили МАЗ 303 сразу после премьеры за характерные внешние очертания) за считаные месяцы успел обзавестись не менее представительными «родственниками»; семейство будет пополняться и дальше. Впрочем, обо всем по порядку.

Электробус МАЗ 303Е10.

С заделом на будущее

Второе поколение городских автобусов минского производства презентовано в уже далеком 2005-м. Спустя 10 лет производитель задумался над дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавшей себя на родине и за рубежом низкопольной техники.

Фото Алексея Матюша.

— В 2016 году на техническом совете завода было принято решение о начале разработки третьего поколения автобусов, — вспоминает директор Центра перспективных разработок ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Хох. — Время для этого подходило: за 10 лет изменились технологии и подходы к производству автобусной техники как в Европе, так и в Азии. Но для того чтобы удержаться на рынке, необходимо было искать собственные решения. И перед разработкой конструкторской документации предстояло исследовать сложившуюся в данном сегменте техники ситуацию. 
Сотрудники Центра перспективных разработок вместе с представителями службы главного конструктора приступили к анализу технических характеристик новой автобусной техники. Важно, чтобы будущие белорусские автобусы имели преимущества перед конкурентами, в первую очередь из стран Таможенного союза. 

В частности, исследованы характеристики техники передовых европейских производителей — Mercedes, Solaris, Scania, МАN, некоторых китайских компаний, продукция которых появляется на российском рынке. Важно было также знать, какие передовые технологии мирового автобусостроения можно адаптировать к условиям нашего завода и холдинга.

В 2017—2018 годах шел процесс разработки конструкторской документации. На МАЗе признаются: не всегда гладко решались вопросы с комплектующими. С одной стороны, желательно, чтобы как можно больше узлов и деталей производилось внутри страны, но, с другой, нельзя было допустить потери в качестве и ценовой конкурентоспособности. Пришлось подтягивать отдельных партнеров до требуемого уровня. Кто-то справился с поставленными задачами, кто-то нет, но конечная цель была достигнута в достаточно сжатые сроки: в 2019-м изготовили опытный образец автобуса МАЗ 303266 — машины экологического класса Евро-6. Именно ее торжественно презентовали на празднике, посвященном 75-летию завода.



— Кстати, тогда в Техническом регламенте Таможенного союза понятия «Евро‑6» не было — этот экологический класс ввели только страны Европы, — замечает Александр Хох. — Так что в каком-то смысле мы опередили время, ведь не секрет, что значительная часть нашей автобусной техники реализуется в странах постсоветского пространства. А тут — «замах на Европу»… Впрочем, все сделано правильно: мы начали с более сложной машины, потому что потом проще что-то из наработок убрать, чем догонять проворных конкурентов.

Пришелся ко двору

Низкопольный автобус МАЗ 303 разработан в рамках задания Государственной научно-технической программы «Машиностроение» и выполнения поручений Главы государства по продвижению автотехники МАЗ экологического класса Евро-6 на рынок ЕС. 
Многое в этой машине для первых пассажиров было в диковинку — от непривычного внешнего вида до компоновки салона. Больше новаций заметили пытливые взоры специалистов, а некоторые технические решения и вовсе не было возможности разглядеть невооруженным глазом.

По совокупности технических решений МАЗ 303 находится на одном уровне с передовыми образцами европейских брендов.


— Пересмотрены абсолютно все системы — практически все они спроектированы заново, — не скрывает того, что над первенцем третьего поколения пришлось изрядно потрудиться, заместитель директора Центра перспективных разработок по автобусам ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Иван Войтешонок. — Пассажиры в первую очередь обращают внимание на яркую внешность. Действительно, автобус кажется легче предшественника, потому что площадь остекления у МАЗ 303 на 30 процентов больше. Передняя и задняя части, как и у второго поколения, сделаны из пластика, боковые панели — из алюминия, при этом на бортах вместо стального листа используются раздельные панели, которые в случае чего проще заменить. Высота входа в салон всего 320 мм от уровня земли, а когда борт наклоняется к бордюру во время посадки пассажиров, то эта цифра и того меньше — 250 мм. Для людей с ограниченными возможностями установлена выдвижная платформа с электроприводом.

Фото Юрия Мозолевского.

Иван Войтешонок обращает внимание и на то, что в третьем поколении низкий пол занимает больше площади, чем у техники второго поколения. Это важно для пожилых людей и мам с детьми. На многие сидячие места не нужно карабкаться: 11 сидений расположены на нижнем уровне. В передней части салона появились полуторные сиденья — радость для мам с детьми, пенсионеров и других пассажиров. Выносное горизонтальное крепление поручней позволяет с комфортом держаться за них стоящему пассажиру; кроме того, на центральной площадке можно облокотиться на широкую спинку.

— Технически продвинутые пассажиры, конечно же, также обращают внимание на USB-порты для зарядки смартфонов и планшетов на всех рядах сидений, — продолжает Иван Войтешонок. — Но не менее важно и другое. В салоне всегда будет комфортно — за климат отвечают пять отопителей и кондиционер, который может работать как на охлаждение, так и на обогрев. К слову, прозрачные электрические люки автоматически закрываются при включении кондиционера и в дождливую погоду. Подсветка салона может быть холодной и теплой, причем свет исходит даже от боковин и подоконников. Позаботились конструкторы и о водителях: их рабочее место удобное и высокотехнологичное.

Приборная панель — нового образца, 100-процентный обзор внутри и вокруг автобуса обеспечивают камеры. Кабина предлагается в трех вариантах: с полным либо частичным отделением от салона. Датчики дождя и света позволяют автоматизировать режим работы фар, стекло­очистителей и освещения салона.

Что касается прочих новшеств, то МАЗ 303266 получил независимую переднюю подвеску с куда большим ходом и удлиненную колесную базу. Электронная тормозная система ЕВS позволяет увеличить скорость реакции тормозной системы при торможении и трогании с места на подъеме. Инженеры тщательно продумали компоновку силовой установки, сократив размеры моторной шахты без надкрышных элементов и снизив уровень шума и вибраций во время движения. Словом, не машина, а сказка!

Автобус МАЗ 303.

Конструктивные предложения приветствуются

Как уже упоминалось, МАЗ 303266 разрабатывался как первый в линейке пассажирской техники нового поколения. Во время показов многие спрашивали: когда ожидать собратьев по третьему семейству? Всему свое время. Производитель обязан думать прежде всего о том, чтобы любая новинка пользовалась стабильным спросом. А у покупателей в ЕС и ЕАЭС все-таки разные запросы. Поэтому требовалось в первую очередь представить на суд потребителей машину экологического Евро-5 — для стран Таможенного союза.

— Так в 2020 году появился опытный образец автобуса МАЗ 303065, — рассказывает Александр Хох. — Одновременно мы начали разрабатывать электробус. Это нужно было для унификации определенных узлов каркаса, интерьера, облицовки, чтобы при необходимости выпускать все три машины в одном и том же кузове. Это, в частности, позволяет снизить себестоимость техники. Все образцы машин нового поколения уже прошли успешные испытания, сертифицированы.

От опытного образца до предсерийного МАЗ 303 прошло всего чуть более года. За это время на предприятии создали не только актуальную для СНГ модификацию с двигателем класса Евро-5, но также электробус МАЗ 303Е10.

В этом году по поручению Президента на МАЗе изготовлена опытно-промышленная партия из 10 автобусов экологического класса Евро-5 и 10 электробусов. Они уже поставлены в Минск и области.

— Мы преследуем одновременно несколько целей, — поясняет директор Центра перспективных разработок. — Во-первых, нам нужна обратная связь от эксплуатирующих организаций и пассажиров — их мнения, замечания. Это важно для того, чтобы на стадии подготовки производства можно было внести какие-то изменения и доработки. Если это, конечно, потребуется. А во-вторых, и это касается прежде всего электробусов, необходимо, чтобы в регионах уяснили для себя, какую именно инфраструктуру им нужно создавать. Ведь и электробусы, и автобусы нового поколения требуют определенного уровня подготовки персонала в парках. А электробусам к тому же нужны зарядные станции, продуманные трассы маршрутов и т.д. Сейчас предприятие активно взаимодействует с эксплуатирующими организациями — возможно, уже летом появятся результаты совместной работы.



Что касается автобуса экологического класса Евро-6, то он был передан в Санкт-Петербург для подконтрольной эксплуатации. Машина работала там несколько месяцев, после чего город принял решение выкупить его, и теперь МАЗ 303266 ездит по маршрутам Северной столицы РФ. Автобусы же из опытной партии Евро-5 переданы для подконтрольной эксплуатации в Сочи и Краснодар. Они также выкуплены и возят пассажиров в этих городах.

ФАКТ

В марте 2021 года коллегия Минпрома вынесла решение о присуждении премии Министерства промышленности Республики Беларусь в области науки и техники за 2020 год в номинации «Машиностроение» (автомобили, автобусы, дорожно-строительные машины, двигатели и другая продукция машиностроения) группе работников Минского автомобильного завода за создание и освоение производства городского автобуса третьего поколения МАЗ 303.

— На выставках в России мы представляли и автобусы, и электробусы, — продолжает Александр Хох. — Интерес к третьему поколению нашей пассажирской техники у восточных соседей есть, и довольно высокий. Сейчас города Российской Федерации выставляют технические требования по комплектации в рамках подготовки к возможным будущим закупкам. Так что я уверен, что у автобусов МАЗ третьего поколения отличное будущее.

Виды на завтра

На МАЗе убеждены в том, что после победы МАЗ 303 в номинации «Автобус года» конкурса «Лучший коммерческий транспорт года в России» как минимум на постсоветском пространстве возрастет интерес к белорусской пассажирской технике в целом. К этому нужно быть готовым, и на минском предприятии хорошо знают, как угодить самому взыскательному потребителю.



— Не всем это известно, но наши автобусы в Улан-Баторе отличаются от автобусов в Белграде, а к технике для Москвы совсем другие требования, чем, скажем, к машинам для Йошкар-Олы, — говорит главный конструктор службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Юрий Сырокваш. — Внешне они, может, и схожи, но в целом отличий много. Скажем, тренд последнего времени — установка в автобусах различных систем, связанных с комфортом пассажиров, их информированием, получением диспетчерами сведений о количестве пассажиров, трафике движения, расходе топлива — и все это в режиме онлайн. Плюс видеонаблюдение и видеорегистрация — в России, например, требование об их наличии закреплено на законодательном уровне. Требования клиента прописываются в контрактах на поставку. Запросы разные, и мы очень много работаем над их выполнением.

В качестве примера специалист приводит полунизкопольные городские автобусы среднего класса МАЗ 206, которые специально доработаны для Москвы и получили заводской индекс 206486. Чтобы обеспечить крупный заказ, производителю пришлось внести ряд доработок, которые в первую очередь коснулись изменения внешнего вида МАЗ 206 для соответствия общей стилистике московского пассажирского транспорта. Так, весь новый автобусный парк российской столицы должен иметь единое синее цветовое решение, одинаковую форму зеркал заднего вида, переднюю маску с подсвечиваемым логотипом «Московского транспорта» в центре, широким указателем маршрутов с цветным диодным табло и внешние ходовые огни из двух частей, где узкая диодная полоска представляет первую часть в роли дневного света, а вторая часть имеет три мощные диодные лампы, отвечающие за ближний и дальний свет и указатели поворота. На МАЗ 206 установлены передние лицевые угловые панели с ходовыми огнями, крышка и буфер, выполненные из стеклопластика, а также наружные зеркала заднего вида с электрообогревом и электрорегулировкой в двух плоскостях. Кроме того, МАЗ 206486 получил новые двери с остеклением во всю высоту и внутренними поручнями в форме дуги, а также окна с большими сдвижными форточками. Есть система климат-контроля с возможностью автоматического поддержания заданной температуры в диапазоне от 16 до 25 градусов. Кабина водителя полностью изолирована от пассажирского салона радиусной перегородкой с интегрированной входной дверью с замком и прибором для продажи проездных билетов. В кабине — обновленная панель приборов, мультифункциональный руль и сиденье на пневмоподвеске с регулировкой в продольном направлении и электроподогревом, а также спинкой с различными регулировками.

— Поскольку пассажирская техника по-прежнему остается перспективным направлением, думаем над дальнейшим перераспределением производственных мощностей, — делится планами Юрий Сырокваш.

— В конце прошлого года ввели в строй цех по производству электротранспорта в Жодино. Он будет выпускать троллейбусы, электробусы и машинокомплекты, чтобы освободить на головном предприятии площади для производства автобусов.

Сборочное производство электротранспорта в Жодино рассчитано на ежегодный выпуск более 300 транспортных средств — например, троллейбусов МАЗ 203Т различных модификаций, в том числе с увеличенным автономным ходом, электробусов МАЗ 303E10. При этом сборка электротранспорта организована по полному циклу, включая сварочные, регулировочные и окрасочные работы.

Перронный автобус МАЗ 271.

— Поскольку вопросам экологии и использования электричества в транспорте уделяется все больше внимания во всем мире, выпуск высокотехнологичных троллейбусов и электробусов для нас актуален, — подчеркивает Юрий Сыро­кваш. — В этой связи хочу напомнить, что второе поколение пассажирской техники еще не исчерпало своих возможностей. Думаем, например, над созданием электробуса на базе ныне существующего автобуса — троллейбус с повышенным автономным ходом уже есть, до электробуса остался буквально один шаг. Вопрос в целесообразности такой трансформации. Третье поколение также будет пополняться. Но каждое решение должно быть четко просчитано, а главный критерий для создания новой продукции — стабильный спрос на рынке. Сегодняшнее положение дел показывает, что мы двигаемся в правильном направлении.

КСТАТИ

Ближе к небу

Свежая разработка конструкторов пассажирской техники Минского автозавода — аэродромный автобус второго поколения МАЗ 271. Первые экземпляры новинки работают в киевском аэропорту Борисполь, а после российской премьеры на выставке NAIS-2021 в Москве такая машина появилась и в аэропорту Омска. Вместимость автобуса до 100 человек, предусмотрено 8—14 мест для сидения. МАЗ 271 имеет шесть дверей, по три на каждую сторону.

Сергей ШИРОКОВ.

УНП 100320487
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter