Зубр готовится к переезду

Когда видишь эту громадину, сердце поневоле замирает. Кажется, что ее перенесло в наше время из эпохи мамонтов или динозавров. Если даже и не так, то о зубре в своих сочинениях упоминал еще Аристотель.
Когда видишь эту громадину, сердце поневоле замирает. Кажется, что ее перенесло в наше время из эпохи мамонтов или динозавров. Если даже и не так, то о зубре в своих сочинениях упоминал еще Аристотель.

zubr.png


Сегодня самое крупное млекопитающее Европы нуждается в заботе человека. Ведь благодаря этой заботе с начала прошлого века с 50 особей, которые проживали в вольерах всего мира, численность зубра достигла 4,5 тысячи. Только в Беларуси сейчас — более тысячи bison bonasus. Больше — лишь в соседней Польше. Да, численность зубра более чем восстановлена. А что дальше? Сегодня эти животные много болеют. И дело, отмечают генетики, в сниженном иммунитете, корни которого ведут к близкородственным связям — в них состоят все зубры Беларуси, ведь начиналось все с 10 особей. Катаракта, потеря слуха, проблемы с мочеполовой системой, не дающие возможность оставлять потомство, — вот перечень наиболее частых болезней. По экспертным оценкам, смертность животных от 55 до 130 особей в год.

Так что же правильнее: произвести серьезную чистку рядов, оставив самых жизнестойких, или, напротив, наращивать поголовье, скрещивая животных? В любом случае, ясно, что без разумного вмешательства человека вид может не выжить. Экологи склоняются к мысли проведения серьезной селекционно-племенной работы. Это прописано в плане мероприятий по сохранению и рациональному использованию зубров на 2015—2019 годы.

Заместитель министра Минприроды Игорь Качановский уверен, угроза вымирания европейского зубра устранена. Но чтобы сохранить его на долгое время, тех сравнительно небольших разобщенных микропопуляций на территории Беларуси и содержащихся в неволе стад, которыми располагают Россия, Беларусь, Польша и ряд других стран, недостаточно. Поэтому было принято решение о расширении ареалов обитания лесного великана. Но куда двигаться? Этот ответ дает концепция программы СНГ «Дорожная карта для зубра» — совместное детище белорусских и российских ученых.

Один из ее разработчиков генеральный директор Научно-практического центра по биоресурсам НАН профессор Михаил Никифоров говорит, что у Беларуси и России в отношении зубра взаимный интерес: «Россия располагает значительными природными территориями, пригодными для проживания больших популяций, которые меньше нуждаются в заботе человека. Планируется, что реализация программы займет 5 лет».

Глядя на усилия ученых, многие задаются вопросом: а стоит ли восстанавливать вымирающий вид? Ведь, возможно, на его место придет другой, более сильный? И, возможно, мы снова вмешиваемся в естественный ход природы? Но человек взял на себя эту функцию очень давно, убежден Михаил Никифоров. А если дать виду исчезнуть, в природе образуется белое пятно.

А еще ученый уверен, что восстановление популяции в глобальном масштабе вполне реально. Этот путь когда-то прошла Америка, где оставалось 45 бизонов. Тем не менее сегодня их популяция приблизилась к миллиону особей. Там даже существуют специальные стада для отстрела. Наша же задача — восстановить зубра как биологический вид.


Вера АРТЕАГА
veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter