Зуб за куб

ЖЭСу удалось взыскать долг на 825 тысяч рублей. Но какой ценой?
ЖЭСу удалось взыскать долг на 825 тысяч рублей. Но какой ценой?

Просроченная задолженность минчан за коммунальные услуги на 1 сентября уменьшилась до 7,5 миллиарда рублей. Однако задача–максимум, поставленная перед коммунальниками города еще в апреле, пока не выполнена. Тогда долг граждан за обслуживание жилья достиг 10,4 миллиарда рублей. Рекордная с начала года цифра. Хотя тарифы росли в строго отведенных им пределах. 5 долларов в год.

— Когда мы проанализировали причины накопления долгов, — рассуждает начальник главного производственного управления жилищного хозяйства Мингорисполкома Борис Васильев, — оказалось, что в основном (в 85 процентах случаев) не платят вовремя не те, кто не в состоянии это сделать, а вполне обеспеченные граждане. Кто–то забыл, кто–то придумал собственный график расчета...

Такая недисциплинированность очень огорчила мэра. И на одном из совещаний был разработан комплекс мер по сокращению задолженности до 5,2 миллиарда рублей уже к 1 октября. Решено, например, пораньше бросать жировки в почтовые ящики минчан — не позже 10 числа месяца, следующего за отчетным. Списки неплательщиков стали вывешивать на стендах в ЖЭСах, направлять их в районные отделы образования для выявления неблагополучных семей с детьми. На дверях подъездов появились листовки–предупреждения о необходимости рассчитываться вовремя.

И, конечно, представители ЖЭСов с судебными исполнителями отправились в традиционные рейды по квартирам должников — вручать предписания или описывать добро. Частенько брать бывает нечего, да и жильцы в штыки воспринимают попытки экспроприации их собственности. Нежеланных визитеров берут в заложники, на них бросаются с табуретками и ножами. А недавно против работников эксплуатирующей организации в Заводском районе возбудили уголовное дело...

...Жительница Минска Ирина объявила войну местному ЖЭСу–28 в августе 2005 года. После капремонта в ее квартире появились индивидуальные счетчики воды, но хозяйка много лет упорно игнорировала приборы учета, не сообщая их показания эксплуатирующей организации. Устав писать предупреждения, директор поступил в строгом соответствии с инструкцией № 13 от 24 мая 2004 года. Если данные индивидуальных приборов учета воды неизвестны, можно снять показания группового счетчика и разделить на количество «безучетных» жильцов.

Увидев в своей жировке счет за 126 кубических литров воды, Ирина отказалась его оплачивать, как, впрочем, и все последующие. Мораторий длился почти 2 года. Пока работники ЖЭСа, выиграв районный и городской суд, не явились к ней с судебными исполнителями описывать имущество. Долг Ирины коммунальникам к тому времени уже составлял 825 тысяч рублей плюс 1,4 миллиона рублей пени.

— Хозяйка обняла телевизор и кричала: «Не отдам!» — рассказывает судебный исполнитель суда Заводского района Людмила Молчан. — Пришлось вызвать милицию. Имущество описали. Долг был погашен на следующий день. Вещи возвращены. Но уже через месяц всех, кто был в тот вечер в ее квартире (а это человек семь — работники ЖЭСа, расчетно–справочного центра, двое судебных исполнителей), стали по очереди вызывать на допрос в милицию. Нас подозревают в воровстве.

Ирина утверждает, что после описи имущества у нее пропали 7 серебряных ложек с позолотой, серебряные украшения: цепочка, серьги, нательные кресты и банка кофе.

— Сейчас идет расследование, — рассказывает Анжелика Гуринович, пресс–офицер РУВД Заводского района. — Хотя удивительно, что в пропаже серебряных изделий обвиняются не злоумышленники, тайно приникшие в квартиру, а должностные лица, исполнявшие служебные обязанности. Довольно редкий случай. Будем искать виновных и пропавшие вещи. Если же окажется, что донос ложный (с таким явлением мы сталкиваемся частенько, люди в отместку оговаривают кого–то, мол, чтобы милиция нервы потрепала), заявительнице грозит наказание по статье 400 Уголовного кодекса.

Между тем у директора ЖЭСа–28 Николая Скорохода из 208 миллионов рублей, предъявленных жильцам за услуги в июле, не оплачены к 1 сентября 82 миллиона. Их снова придется взыскивать: составлять предписания, предупреждать, ходить по квартирам должников и описывать их имущество. Только вот найти охотников составить компанию судебным исполнителям теперь в ЖЭСе нелегко. «Как хотите, Васильевич, — заявил один из подозреваемых — электрик Александр Свирид, — а я больше в чужую квартиру ни ногой».

Кстати

Проект нового Жилищного кодекса, который будет рассматриваться депутатами нынешней осенью, предоставляет коммунальникам право не только описывать имущество неплательщиков в счет погашения задолженности, но и выставлять принадлежащие им квартиры на торги, приобретая взамен более дешевые. Законодателям предстоит обстоятельно взвесить все «за» и «против» введения такой меры. Не будет ли нарушено в результате конституционное право граждан на жилье?

Недисциплинированному в оплате ЖКХ жильцу следует помнить, что:

— сведения о величине его задолженности передаются в пограничную службу и могут возникнуть проблемы с выездом за границу;

— также списки должников имеются в паспортно–визовых отделах;

— ежемесячно информация о долгах поступает в районные отделы образования для выявления причин и защиты детей из неблагополучных семей;

— дважды не оплатив счет за квартиру, вы рискуете остаться без электричества и воды. Их отключают в первую очередь, но при условии, если в семье не проживают несовершеннолетние дети;

— вас могут вызвать на беседу с прокурорскими работниками;

— если вы наниматель государственного жилья, переселят в меньшее и неблагоустроенное;

— у собственников недвижимости опишут имущество и регулярно будут наведываться судебные исполнители.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter