Зрительский ресурс

Частный театр, этот пилигрим театрального искусства — явление древнее, но по–прежнему успешно развивающееся...

Частный театр, этот пилигрим театрального искусства — явление древнее, но по–прежнему успешно развивающееся. И сегодня продолжатели дела Федора Корша, руководителя первого частного русского театра, не щадя времени и сил, готовы разбиться в лепешку, но выдать требовательной публике достойное зрелище. Как выживает антреприза в современных условиях? Судя по аншлаговым спектаклям не на самых престижных площадках Минска — весьма недурно.


Руководитель проекта, продюсер агентства «Альфа–концерт» Евгений Ершов уверен: сегодня у частного театра более выигрышное положение, чем у репертуарного:


— Антреприза — более гибкий организм. Я сам решаю, что поставить и на каких актеров. Это очень важно. Когда читаешь пьесу, ты должен видеть, кто бы мог это сыграть. Круг актеров, с которыми я работаю, у меня небольшой. Считаю, что нет ни одного артиста, который бы реализовался полностью. Поэтому, получая мое предложение, они имеют шанс прожить еще одну жизнь. В сегодняшней премьере «Дама и ее мужчины» еще на «читке» сценария Сергей Журавель растерялся: так ему понравились сразу две роли. Не знал, какую из них ему хочется сыграть больше. А вот два уважаемых мною профессионала — Виктор Манаев и Сергей Кравченко — от предложения по неизвестным мне причинам отказались. Но я на них не в обиде.


«Альфа–концерт» на этой неделе на сцене клуба им. Ф.Дзержинского представил премьеру американского драматурга Майкла Кристофера «Дама и ее мужчины» в постановке молодого режиссера Олега Киреева. На первый взгляд это довольно типичная мелодрама с подробным экскурсом в личную жизнь американки из среднего класса. Вехи ее жизненного пути таковы: потеряла невинность с олухом–соседом, стала любовницей матерого телевизионного режиссера, казалось бы, обрела тихое семейное счастье в компании добродушного вдовца, впадающего в экстаз от вида скорее грушевого десерта со сливками, чем супружеского ложа. Все это похоже на дамский роман в мягкой обложке. Но крепкий актерский ансамбль спектакля вдруг вывел всю эту историю на симпатичный уровень доверительного разговора в теплой компании.


А как могло быть иначе, если солируют здесь признанные мастера: звезда Национального академического драматического театра им. М.Горького Оксана Лесная, заслуженный артист Сергей Журавель, заслуженный артист, декан театрального факультета академии искусств Владимир Мищанчук... Кажется, всегда антреприза помогала нашим актерам материально. Они же дарили ей свои профессионализм и энергию, не нашедшие выхода на основной театральной площадке. Такой вот многолетний брак по расчету или роман по любви, которым все довольны.


— Пьеса написана лауреатом Пулитцеровской премии Майклом Кристофером, перевел ее известный сатирик Михаил Мишин — человек с несомненным писательским даром, — открыла мне тайны рабочего процесса исполнительница главной роли в спектакле Оксана Лесная. — Может быть, поэтому перевод не дубовый, да и сама пьеса неоднозначна. Кому–то поднимаемые в ней темы, может быть, все еще покажутся несколько откровенными, но я считаю, что такая драматургия имеет право на жизнь. В Москве главную роль в ней исполняет Елена Сафонова. Ни в коем случае не сравниваю нас, но не думаю, что у этой актрисы плохой вкус. У меня замечательные партнеры. Наша антреприза — это не только заработок, но и хорошая школа для актеров. Особенно для молодых. Не все можно получить от преподавателей или режиссеров репертуарных театров. Важно расти и на экспериментальных площадках.


Для партнера Оксаны Лесной Владимира Мищанчука нынешняя премьера — третья работа в антрепризе.


— Владимир Андреевич, какую роль играют антрепризы в вашей жизни? Они помогают выживать или удовлетворять нереализованные творческие амбиции?


— Я думаю, и то и другое. Это, естественно, и дополнительный заработок, так как все мы знаем, сколько получает наш брат в репертуарном театре, особенно молодые актеры. Но меня всегда больше волнует, как реализовать те замыслы, которые не были реализованы раньше, испытав себя в новом качестве в неких экстремальных обстоятельствах. В свое время я работал с Николаем Пинигиным, когда он создал «Никола–театр», в спектакле «Ботинки на толстой подошве». Играл роль вместо покойного Валерия Филатова... Потом Николай Николаевич пригласил меня в свой следующий спектакль «Стриптиз» по Славомиру Мрожеку. Так что «Дама и ее мужчины» — это только третья антрепризная работа в моей жизни. И в общем–то ею я не избалован.


— А что вы понимаете под «экстремальными обстоятельствами» антрепризы?


— Прежде всего это, конечно, сроки. Здесь есть определенные условия, не позволяющие репетировать спектакль по полгода. Это требует мобилизации творческого потенциала для того, чтобы как–то попасть в эту струю, идти по этому лезвию и не свалиться. А вместе со своими единомышленниками целенаправленно взяться за дело и сделать его в минимальные сроки. На премьере у меня присутствовало творческое и человеческое волнение, так как я срочно ввелся на роль. У меня было лишь 12 репетиций. Зато потом было приятно слышать: «Ну вы, Владимир Андреевич, профи!»


Как сложится сценическая судьба спектакля «Дама и ее мужчины», продюсер Ершов судить не берется.


— Так получилось, что за один месяц в Минске прошло сразу три премьеры в независимых театральных проектах, — с четкостью аналитического подхода опытного антрепренера подытоживает Ершов. — Что из этих премьер станет полноценным спектаклем и будет идти не несколько месяцев, а несколько лет, определяет только зритель. Поверьте, никакой административный ресурс и, как это ни прискорбно, никакая реклама не действуют. Все решает только зритель, только сарафанное радио. Я рад, что наша премьера еще находится в развитии и спектакль растет. Для Оксаны Лесной это вообще подарок судьбы. Уверен, многие актрисы ей тайно позавидуют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter