Зрите в кодекс

На привокзальной территории Гомеля — странное затишье. Таксистов–нелегалов можно по пальцам пересчитать, хотя еще неделю назад они наперебой предлагали свои услуги у поездов и автобусов. Зато на курсах таксистов и в областном филиале транспортной инспекции — заметное оживление. Водители дружно пошли учиться и получать лицензии на извоз. С чего бы это?..

На привокзальной территории Гомеля — странное затишье. Таксистов–нелегалов можно по пальцам пересчитать, хотя еще неделю назад они наперебой предлагали свои услуги у поездов и автобусов. Зато на курсах таксистов и в областном филиале транспортной инспекции — заметное оживление. Водители дружно пошли учиться и получать лицензии на извоз. С чего бы это?


В инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области раскрыли подоплеку новой тенденции. С 23 февраля в стране увеличены не только размеры штрафов. В Кодекс об административных правонарушениях вернулась «старая» норма: при занятии незарегистрированной предпринимательской деятельностью предусмотрена конфискация средства административного правонарушения. Для таксиста–теневика это автомобиль. Остаться без «кормильца» теперь рискует каждый нелегал. Потому они в раздумье: выходить из подполья или работать в экстремальных условиях. Помнится, в те времена, когда конфискация действовала, таксисты даже съедали помеченные деньги — улики, только бы не взяли с поличным.


— Мера вынужденная, — комментирует ситуацию Виталия Клевцова, заместитель начальника управления областной инспекции. — В 2007 году Правительство пошло на отмену конфискации автомобиля, ограничившись штрафами. Но два года «моратория» показали, что с этим поспешили. Например, в нашей базе данных сегодня только по Гомелю около 200 нелегальных извозчиков.


Нелегальный извоз повсеместно стал слишком масштабным — в один голос о тенденции последних лет говорят и контролеры, и законные таксисты. Кто и не подумывал о дополнительном заработке «на обочине», тоже включился в процесс. Штраф от 10 до 50 базовых величин, оказалось, не способен остановить теневое движение. Доходило до абсурда. Только товарища слушали в суде, а он за порог и на стоянку такси — отрабатывать штраф.


— Бить в колокола стали таксисты–предприниматели, — Виталия Клевцова показывает пачку обращений. — Ведь, помимо ухода от налогообложения, это еще и нездоровая конкуренция. Один вложил в бизнес деньги, а рядом припарковавшийся — нет. Зато он берет клиента низкой ценой. При этом незащищенным оказывается и пассажир такого такси, и сам водитель. Что у последнего? Ни больничного, ни пенсии, ни официального дохода. По сути, самые большие проблемы от теневого бизнеса у самих теневиков.


— А если кто–то раз решил подработать — на хлеб с маслом? — пытаюсь узнать о том, что ждет тех, кто не в курсе последних перемен.


— Первый раз — предупреждение, — цитирует документ моя собеседница. — Повторное нарушение — штраф до 100 базовых величин с конфискацией автомобиля. Причем не важно — твоя машина или пользуешься по доверенности.


— То есть уже сегодня можно ее лишиться, — окончательно понимаю масштаб происходящего.


— Можно, — соглашается Клевцова. — Но пока у нас нет ни одной конфискации. Для многих автомобиль — действительно единственный источник дохода. Поэтому мы начали с активного предупреждения нелегалов об изменениях в законодательстве. Вот поэтому теневики сразу пошли на курсы и за лицензиями.


Как выглядит «активное предупреждение» на деле, решила посмотреть вместе с налоговиками и работниками областного филиала транспортной инспекции. Акция «Легализация защитит от конфискации» уже полным ходом идет по Гомельщине. Берем листовки и отправляемся на вокзалы областного центра. У железнодорожного наблюдаем, как в очереди ожидающих таксистов читает газету «бордюрщик». Предлагаем почитать листовку. Непонятные ему моменты подробно объясняют налоговые инспектора. Выслушав, водитель срывается с места...


На автовокзале в отличие от обстановки недельной давности нелегальные таксисты за руки не хватают. Предлагают полушепотом: «На Чечерск, Мозырь, Новозыбков...» Сотрудники налоговой и транспортной инспекции представляются. Немая сцена.


— Да я вообще пешком, — открещивается дядька в кепке «ромбиком».


Листовки наделали немало шороха. «А вдруг повестка?» — доносится из дрогнувших рядов. Успокаиваем: никаких протоколов, только предупреждение. Прочитать — запомнить — подумать — зарегистрироваться. Такой сценарий сейчас практикуется во всех районах Гомельщины, чтобы не было драматических неожиданностей, когда дело дойдет до конфискации.


Тем временем в областном филиале транспортной инспекции, даром что обед, народ уже под дверью. Кто — документы подавать, кто — лицензии забирать, а кто — консультироваться.


— Заметный приток людей, — констатирует начальник инспекции Сергей Чучвага. — Очень много звонков по поводу того, как получить лицензию на выполнение перевозок такси.


Вроде и точку можно поставить. Есть жесткая мера. Есть вариант выхода из тени. Есть реакция. Но за кадром остается еще один вопрос: почему в законный бизнес не очень спешат? Стать предпринимателем сегодня — один день ожидания. Получить лицензию — до месяца. Но чтобы ее получить, водителю, решившему начать свое дело, нужно иметь высшее или среднее специальное образование по профилю. На таксиста, работающего в организации, такие требования не распространяются... Не это ли один из барьеров, о который разбивается сегодня частная инициатива многих?


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter