«Они не спят и зимой». Сколько стоит истребить жука-короеда в наших лесах?

Зрим в корень

Его не видно, а он есть. Так лесники говорят про короеда, притаившегося в кронах сосен. Чтобы мы удостоверились в их словах, поднимают с заиндевевшей земли первую попавшуюся колючую ветку, внимательно осматривают со всех сторон — и показывают на ней двух вредителей. Маленькие черные жучки уже проде-лали тоннели в тонких ветках. А значит, это дерево не жилец. Как и многие другие на юге нашей страны. Как идет борьба с короедом в холодный период и что о нашей проблеме думают специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), узнавала корреспондент «Р».

Жуки атакуют

Справедливости ради стоит сказать, что деревья усыхают из-за нашествия короедов не только у нас и ближайших соседей. Одной из основных причин активизации насекомых-вредителей в Европе и Центральной Азии эксперты ФАО называют изменение климата. И действовать нужно единым фронтом: жуки границ не знают. Поэтому на заседании Недели европейских лесов в Польше наша сторона заявила, что готова вместе с украинцами предоставить площадку для проведения совместных исследований и выработки учеными способов оздоровления хвойных насаждений. А опытом готовы поделиться с другими странами.

Вершинный короед: мал, да прожорлив

К слову, по данным Минлесхоза на начало ноября, сплошными рубками в наших лесах убрали почти 22 тысячи гектаров сосняка.  В Украине ситуация еще хуже. Объемы усыхания сосны в тамошнем Полесье составляют 142 тысячи гектаров.

Остановить беду предлагается усилиями всего региона. Но прежде чем поднять вопрос о выделении международной технической помощи, эксперты ФАО приехали изучить ситуацию на местах. Их отвезли в Любанский лесхоз. Он  выбран не случайно. Главный лесничий Валерий Сухнат показывает на мобильном телефоне фото карты страны, где разными цветами обозначен уровень концентрации жуков. В месте нашей встречи пятно темно-фиолетовое. Больше половины покрытой лесом площади занимают сосны.

Первые «приветы» от короедов  здесь зафиксировали в прошлом году. Тогда поврежденный лес вырубали, а ветки оставляли на месте «сражения». Но остановить нашествие не удалось: только в этом году сплошняком под пилу пошло более 1,5 тысячи гектаров сосны. Это в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее.

Все стволы по зубам

Планируется, что в начале декабря во всех лесах страны закончатся сплошные рубки
Какие наблюдения сделаны за время борьбы с короедом? Первым в бой вступает вершинный короед. Атакует он в первую очередь ослабленные деревья: засушливые три года дают о себе знать. А дождливые лето и осень принесли не спасение, а новый стресс для природы. За счет численности жуки берутся грызть даже сильные стволы — по зубам им и 20-летние, и 70-летние деревья. При этом чем реже посадка и лучше прогреваются стволы, тем они более притягательные. Потому островки среди полей вырубаются практически под ноль. Когда с верхушками покончено, на смену приходит шестизубчатый короед, который «доедает» остальную часть дерева. Предотвратить его приход лесникам еще по силам — надо просто срубить пожелтевшие сосны. А вот опередить его предшественника никак не выходит. К тому моменту, когда дерево пожелтеет и его спилят, в кронах остается всего 20—30% «квартирантов». Их вместе с ветками решено сжигать. Осенью, пожалуй, это самый действенный вариант. Ведь жук, вопреки предположениям ученых, не спешит мигрировать в подстилку, а  спит в кронах. Так что, если зима будет теплой, он еще может проснуться.

Сейчас оставленный в сентябре участок — в желтых пятнах. В подтверждение начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Николай Юревич и главный лесничий Минского ГПЛХО Леонид Шахлевич предлагают экспертам ФАО провести эксперимент, а именно выбрать слабую, на их взгляд, сосну. Широма Сатиапала надевает очки, запрокидывает голову:

— Вот эту! Верхушка бледная.

Через пару минут у наших ног та самая сосна. Специалисты внимательно изучают ветки — короеда здесь нет. Эксперт настаивает:

— Но она слабая, здесь были бы повреждения.

Нам демонстрируют срез — без смолы. «Дерево неживое, но стоит», — комментируют собравшиеся вокруг. Валерий Сухнат поясняет:

— У нас таких насаждений очень много. Но есть надежда на морозную зиму, дождливый следующий год — деревья еще могут набрать силу. Нам надо значительно уменьшить численность короеда.

В поисках ответов

Однозначного и гарантированного ответа, как спасти наши леса от короедов, кроме как рубить их, пока нет. Планируется, что в начале декабря во всех лесах страны закончатся сплошные рубки. Зимой пройдут точечные. Есть шанс, природа сама поможет справиться с напастью — некоторые ученые говорят, что у нас появились насекомые, которые поедают личинки короедов. Но таких примеров пока немного. На этом фоне возможное применение химсредств уже вызывает вопросы — как бы не навредить. Изучается и мировой опыт. В Швеции, например, короедов вынюхивают надрессированные собаки. Николай Юревич озвучивает и такой пример:

— Наши специалисты слышали, что есть программы, позволяющие по снимкам с квадрокоптеров или спутников определять, где пораженные или ослабленные деревья. Но для этого ученые должны подтвердить, что определенный диапазон изменения цвета об этом точно свидетельствует. Тогда лесничие будут знать, какие участки надо чаще посещать, а какие рубить прямо сейчас.

Пока же вновь создаваемые хвойные леса разбавляют другими культурами. Если раньше допускалось 30% березы, то сейчас ее будет половина.

ПОЗИЦИЯ

Широма САТИАПАЛА, эксперт по лесному хозяйству ФАО:

— Я посетила очень много других стран с похожей проблемой. Она характерна как для средиземноморских стран, например Испании, Португалии, так и для Канады, США, Никарагуа, Гватемалы, Гондураса. Отличается только вид жука. Должна признаться, ваши специалисты выполняют очень хорошую работу в попытках бороться с этой бедой. Но поскольку проблема носит глобальный характер, нам необходимо встретиться с коллегами из других стран, обсудить их опыт борьбы. ФАО, скажем так, техническая организация. Мы будем работать в сотрудничестве с вашим министерством, будем смотреть, в каких областях можем предложить свою помощь, чей опыт можно взять на вооружение. Возможно, это будут какие-то методики для предупреждения, диагностики. В любом случае, нам надо понять, какие из них будут хорошо работать именно здесь, посоветоваться с учеными. Потому что здесь нет какого-то одного средства. И проблема даже не в том, чтобы конкретно уничтожить короеда. Надо повысить сопротивляемость лесов в целом. Ведь такая проблема случается с периодичностью в 10—12 лет. До наступления весны мы должны встретиться с коллегами, обсудить этот вопрос, выработать подходы.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter