Зри в корень.

Ждет ли расцвет отечественную отрасль лекарственных растений? Была плантация и рос женьшень Еще лет десять назад Беларусь могла гордиться тем, что стала первой страной в Европе, которая смогла выращивать женьшень в промышленных масштабах. А производили корень жизни на территории Минской овощной фабрики. Плантация женьшеня – 7 гектаров, тонны урожая, неплохие прибыли, перспективное будущее. Но, к сожалению, все это уже в прошлом...

Ждет ли расцвет отечественную отрасль лекарственных растений?

Была плантация и рос женьшень Еще лет десять назад Беларусь могла гордиться тем, что стала первой страной в Европе, которая смогла выращивать женьшень в промышленных масштабах. А производили корень жизни на территории Минской овощной фабрики. Плантация женьшеня – 7 гектаров, тонны урожая, неплохие прибыли, перспективное будущее. Но, к сожалению, все это уже в прошлом...

— Предприятию невыгодно выращивать женьшень, серьезно заниматься этим растением перестали лет пять назад, — объясняет заместитель директора по производству Минской овощной фабрики Владимир Копейко. — В лучшие для фабрики времена один килограмм сухого корня женьшеня стоил 3 тысячи долларов, но потом Китай и Корея, где это растение произрастает в живой природе, завалили мировой рынок женьшенем по цене 70 долларов за килограмм. И наше производство чудо-корня потеряло смысл, поскольку стало убыточным.
Сегодня женьшенем в стране занимаются лишь энтузиасты — большие поклонники этого растения. Но и их год от года становится все меньше. Не зря же на востоке говорят, что легче обучить взрослого тигра, чем вырастить корень женьшеня. А созревает он приблизительно через 5—6 лет после посева семян. Не каждому хватает терпения дождаться урожая.

Идти в рост

С женьшенем не получилось, но ведь есть десятки других растений, имеющих целебную силу. В старину, когда многие лекарства просто еще не были изобретены, именно травами лечились наши предки. Их знания пригодились. Сегодня в мировой практике сформировалась система фитотерапии, основанная на использовании опыта медицины различных народов, современных научных достижениях фитофармации и фитофармакологии.
В настоящее время лекарственные растения составляют около 40 процентов всего фармацевтического ассортимента. Объем их реализации на мировом рынке оценивается в 11 миллиардов долларов, и специалисты отмечают устойчивую тенденцию к увеличению использования фитопрепаратов в медицинской практике.
В Беларуси также есть повышенный интерес медицины и населения к лекарственным средствам растительного происхождения. Только вот потребности в них удовлетворяются в основном за счет зарубежных поставок. Для местной фармацевтической промышленности производство подобных лекарственных средств пока не стало определяющим направлением деятельности и составляет 3—7 процентов от общего объема их производства.

Приоритеты на будущее

На начало нынешнего века в Беларуси культивировалось не более 10 лекарственных растений. Объем их заготовок составлял 216 тонн при потребности в 3—4 раза больше. Хотя, как уверяют специалисты, почвенно-климатические условия нашей страны позволяют культивировать в открытом грунте около 100 видов лекарственных растений мировой флоры.
Сегодня основным производителем лекарственных трав в Беларуси является РУСП “Совхоз “Большое Можейково” — около 70 процентов общереспубликанского производства, да еще около трех десятков коллективных и фермерских хозяйств занимаются этим делом. Немного на всю страну. Отсюда и довольно скромные результаты. В прошлом году в Беларуси заготовлено отечественного лекарственного и пряноароматического сырья около 977 тонн. Это больше, чем в 2008-м, но в целом недостаточно. Особенно не хватает валерьяны.
— Это полностью ручной труд, а валерьяну только пропалывать нужно пять раз, — сетует директор РУСП “Совхоз “Большое Можейково” Генрих Щербо. — Необходимы современные индустриальные приемы выращивания, но ученые пока не предложили нам гербицидов для борьбы с сорняками на посевах и посадках валерьяны. Тяпка в руках — вот и вся техника. Да и не очень выгодное это дело, потому и не хотят хозяйства им заниматься. Вот нас передали в коммунальную собственность района. А ему в первую очередь нужны зерно, молоко, другая сельхозпродукция. Нет заинтересованности в нас — нет и помощи. Материальная база совхоза давно устарела, провести модернизацию производства своими силами мы не в состоянии. Вот если бы нас включили в какую-либо госпрограмму, чтобы можно было получить льготный кредит, но мы не можем никуда вклиниться.

На что тратим валюту?

Как пояснил заместитель директора ГНУ “Центральный ботанический сад НАН Беларуси” Иван Володько, согласно госпрограмме “Фитопрепараты”, которая реализуется в стране уже пять лет, в прошлом году на укрепление материально-технической базы организаций, специализирующихся на выращивании лекарственных и пряноароматических растений, было направлено всего 105 миллионов рублей — вдвое меньше, чем предусматривалось.
Потому без импорта и не обойтись. В прошлом году за рубежом было закуплено 25 тонн корня валерьяны, по 5 тонн плодов шиповника и травы адониса, 2,5 тонны листа подорожника, 1 тонна корня девясила, 1,3 тонны цветков ромашки, 1,3 тонны пустырника, 240 килограммов травы тысячелистника, 200 килограммов полыни. Правда, 40 тонн ромашки, наоборот, ушли на экспорт, и страна на этом заработала около 94 тысяч долларов. Но парадокс в том, что предприятия концерна “Белбиофарм” ту же ромашку, ссылаясь на низкое качество отечественного сырья, закупали... по импорту.
Еще одно слабое звено — низкие закупочные цены. Как считает ведущий научный сотрудник Центрального ботанического сада Иван Ярошевич, многие частники перекопали свои участки и выращивают петрушку, лук, которые приносят им больший доход. А если и остались энтузиасты, то занимаются теми растениями, которые быстро окупаются, — однолетними культурами. Ну вырастит человек шалфей, ромашку, валерьяну или пустырник, так возникает проблема сбыта продукции. По информации с мест, закупки растительного сырья у населения снижаются из-за того, что в системе потребительской кооперации отсутствуют производства по доработке сырья до требований фармпредприятий.

Важный госзаказ

Как считает Иван Володько, эту отрасль необходимо выводить на современный индустриальный уровень. Надо создавать специализированные хозяйства, укреплять их материально, что позволит выпускать конкурентоспособное сырье в нужных объемах.
Сегодня в Беларуси отсутствует научное учреждение, которое бы занималось лекарственным растениеводством. А ведь еще в 1995 году Совмин принял распоряжение о создании научно-практического центра по лекарственному растениеводству. Но его нет до сих пор.
А еще на выращивание лекарственных растений нужен такой же госзаказ, как на зерно или молоко. Тогда у фермеров и других небольших производителей не будет проблем со сбытом. И вообще нужна программа развития такой отрасли, как лекарственное растениеводство, координаторами которой, по мнению Ивана Володько, должны стать Минсельхозпрод, Минздрав, концерн “Белбиофарм”, отделение аграрных наук НАН Беларуси. Тогда все и получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter