Источник: Знамя юности
Знамя юности

Побывали в Брагинском районе, больше других пострадавшем от аварии на Чернобыльской АЭС

Зона возрождения

Отсюда до атомного реактора всего 50 километров. Брагинский район больше других в Беларуси пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС и в 1986 году находился на грани исчезновения, но выстоял. Сейчас здесь все чаще слышится детский смех, а молодые специалисты едут в Брагин не только и не столько за льготами: жить в «чернобыльском» городском поселке становится с каждым годом все комфортнее.

Пациенты говорят спасибо

Брагинский район любит удивлять. То по рождаемости в лидеры вый­дет, то по благоустроенности посоперничает с куда более крупными городами. Уже давно ушел в прошлое и страх перед радиацией. Здоровью жителей уделяется огромное внимание. Вся территория охвачена сетью медучреждений, приезжает немало молодых специалистов. Заведующий отделением реанимации местной ЦРБ Максим Гуцев пять лет назад распределился из Витебского государственного медицинского университета. Через три с половиной года перевез в Брагин и супругу с ребенком. Неужели не было мысли поскорее вернуться в Гомель? Максим улыбается:

Максим Гуцев работой доволен

– Думаете, все эти годы считал дни отработки, чтобы сбежать? Ошибаетесь. Еще во время интернатуры съездил сюда, осмотрелся. Честно, ожидал худшего. Коллеги из других районов даже завидуют: не везде такие условия. В первый же месяц после распределения дали арендную квартиру, а когда семья перебралась ко мне, переехали в новостройку.

Полтора месяца назад Максим получил новую должность – заместителя главврача:

– Никогда не видел себя руководителем, но на удивление неплохо получается. Да и подчиненные замечательные. Сейчас еще двое специалистов из Гомеля заключили пятилетние контракты. Оборудование в моем отделении не старше 2020 года. Даже не припомню жалоб от пациентов – одни благодарности.

Жить в городке, где едва наберется четыре тысячи человек, можно, убежден Максим Гуцев. Ну а благодаря труду врачей и за здоровье можно не переживать.

К супругу со скрипкой

В любом районе рады новому врачу, но как найти работу скрипачу? Оказалось, в маленьком Брагине и таким молодым специалистам найдется место. Учитель по классу скрипки Александра Бобрик уже два года как переехала в райцентр. Родилась в Калинковичах, а вот будущего мужа нашла из местных. После окончания Мозырского музыкального колледжа устроилась на работу в Брагинскую детскую школу искусств, где открылся класс скрипки. Сейчас в нем обучаются пятеро младшеклассников. Александра не жалеет о переезде:

Александра Бобрик обучает детей игре на скрипке

– Не люблю большие города – шума много. А здесь и за аренду выходит небольшая сумма, и жить можно комфортно. Мысли не возникало уехать. Родители тоже не отговаривали, даже приезжали не раз в гости. Брагин им сразу понравился. Думаю, и о пополнении в семье скоро с мужем задумаемся.

В школе искусств молодых специалистов наберется целый оркестр. Есть даже два баяниста, причем один тоже приезжий. Местные жители могут быть спокойны за музыкальное сопровождение городских праздников. А где звучит музыка, там расцветает жизнь.

Жилье для молодых

Жилья в Брагине с каждым годом строят все больше, в том числе за счет «чернобыльских» средств. Есть даже два электродома. Не нравятся квартиры? Возможны вариан­ты. Школьный учитель Елена Кулевец с сыном Владом встречают нас на пороге частного дома. Таких целый микрорайон. Елена из Брагина, мужа нашла в Мозыре и уговорила перебраться к себе на малую родину. В 2019 году они получили арендное жилье и участок по программе поддержки молодых специалистов. Елена объясняет такой выбор:

Елена Кулевец с сыном Владом

– Представьте, как дорого строить или покупать нечто подобное в Гомеле. А здесь, считай, даром – только живи. Мы еще и через дорогу земли взяли немного для огорода. Муж пограничник – часто на службе. А я просто наслаждаюсь собственным участком. Беседку поставить, сезон шашлыков открыть – планов много. Машина есть, но выезжать куда-то, кроме как за продуктами, и не хочется.

Кругом молодые семьи, у многих уже по трое детей. Да и жить в таком доме можно даже после выхода на пенсию. Разве что продать и передать по наследству не получится. Но на свой уголок скопить несложно: платят достаточно, а расходов заметно меньше, чем в больших городах.

Город становится все более комфортным для проживания

Связь поколений

О боли, которую принес на Брагинскую землю Чернобыль, напоминают многочисленные монументы. Невозможно пройти мимо памятника пожарному Василию Игнатенко, в первые минуты после взрыва на четвертом энергоблоке боровшемуся с огнем и умершему от лучевой болезни спустя две недели. Его с детства помнит председатель районного совета ветеранов Любовь Деркач:


– Он ходил в среднюю школу в Ильиче – сейчас это зона. Я у Васи и пионервожатой была, и пение в школе преподавала. Шустрый парень, так и норовил сбежать с уроков на речку шалаш строить. А вот мужчиной стал серьезным и ответственным – всегда на него могла положиться. Я же и в гости к нему и его супруге не раз ходила. Да и вообще, мы в Припять ездили почти каждый день – кто за покупками, кто на работу.

Брагин в лидерах по рождаемости

26 апреля 1986 года Любовь Деркач снова отправилась в город энергетиков – за краской для ремонта:

– Муж пришел с рыбалки в полпятого утра и сказал, что пожар где-то. Едем на пароме, а военные в воде какими-то приборами работают. Еще шутили, что рыбу глушат, а оказалось – дозиметры. Прямо на улице купили помидоров, огурцов. А вот обратно у парома уже давка образовалась. Потом моих детей из школы забрали и повезли на проверку в Минск. Старшей дочери 14 лет было – сразу положили в больницу. Остальных по санаториям расселили. Сын в поезде плакал и пытался сандаликом стекло разбить. Неделю не могла их найти: мобильных-то нет. А как деревни отселяли, сердце кровью обливалось. Одна женщина скарб во дворе прикопала, а с собой только большую банку черничного варенья взяла. На нервах раскачивала авоську с этой банкой, а та возьми да и лопни. Милиция прибежала, начали спрашивать, кто стрелял. А она вся в чернике с ног до головы и отвечает: «Я, деточки, стреляла».


Местные уверяют: дружнее их на свете людей не сыскать. Вот и многие коренные жители так и не снялись тогда с привычных мест. Любовь Константиновна подтверждает:

– Брагинцы выдержанные, духом крепкие. Пережили Чернобыль, коронавирус – ничто нас не сломило. Мои одноклассники часто приезжают и удивляются: какая красота! Куда же мы отсюда? Это наша земля!

boyarchuk@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter