Зона комфортного режима

Передовая — одно из самых гуманных наказаний для осужденных

Наказание для осужденных здесь состоит лишь в том, чтобы не пить, не нарушать дисциплину и вовремя приходить с работы

С виду дом как дом: на окнах шторы вместо решеток, рядом разбиты клумбы, на парковке несколько машин. Ни высокого забора, ни камер видеонаблюдения. Так сразу и не скажешь, что это исправительное учреждение в Заводском районе столицы. В крайнем случае, общежитие. Правда, исключительно мужское.

Переступаю порог и первое, что бросается в глаза, – окошко дежурного (чем не вахтер?), которому постояльцы предъявляют пропуск. Меня же встречает Юрий Василевич, начальник исправительного учреждения открытого типа № 33: 

— Заключенные тюрем называют здание на Передовой чуть ли не санаторием. Как угодно, но по смыслу выходит, что из всех видов наказания это считается одним из самых гуманных. И это немудрено: провинившимся нужно вести привычную жизнь с некоторыми условиями. Я это называю образом жизни примерного семьянина: нельзя пить, бездельничать и приходить поздно. По большому счету, все.

На «химии» ограничение свободы назначают сроком не более чем на пять лет. В это время люди, преступившие черту закона, живут здесь. В ИУОТ № 33 сейчас отбывают наказание 230 человек. Все мужчины. Есть такие же исправительные учреждения женские и смешанного типа.

В комнате четыре—шесть человек. На этаже — общая кухня, где каждый готовит для себя сам. Понятное дело, чтобы хорошо поесть, нужно потрудиться. Так что с первого же своего дня на Передовой осужденные начинают подыскивать работу. С трудоустройством особых проблем нет — от предприятий регулярно поступает множество заявок. По многим из них уже просто некого отправлять. 

— Зарплатами все в основном довольны. Особенно те, кто до этого жил в сельской местности. Миллион—два в месяц – достойный заработок, особенно если учесть, что расходы сведены к минимуму, — рассуждает Юрий Василевич. — Проживание в месяц обходится в десять тысяч летом и максимум тридцать зимой. Так что многие еще и семьям помогают. Приходит ко мне мужчина советоваться: где бы найти более высокооплачиваемую работу, чтобы родных финансово поддержать? Семья – это святое, искали вместе.

Отбывающие наказание на Передовой — это те, по чьей вине случились ДТП, уклонисты от уплаты алиментов, взяточники и неплательщики налогов, в общем, осужденные за «менее тяжкие преступления». Люди разного возраста, образования и образа жизни. 

— Среди осужденных есть мужчина с высшим образованием. Угнал машину. Спрашиваю: зачем? Он отвечает: захотелось адреналина, — рассказывает Юрий Иванович. — Пятикратный чемпион Беларуси по армрестлингу попал к нам из-за того, что не платил алименты. Пытался начать свой бизнес, но прогорел и задолжал бывшей жене. Та подала в суд. Теперь спортсмен отбывает наказание у нас, работает таксистом и возвращает долги.

Осужденные могут свободно передвигаться по городу. До трех часов дня в будни можно решать все свои вопросы – сходить в магазин, на почту, в химчистку. Но это на тот случай, если не надо на работу. В субботу разрешено на три-четыре часа покинуть стены исправительного учреждения, в воскресенье – на 8 часов. Но так везет только тем, кто не нарушает дисциплину и содержит свою комнату в чистоте. Самым примерным семейным мужчинам разрешают жить дома с тем лишь условием, что раз в день в определенное время нужно отметиться на Передовой.

С развлечением дефицита нет: на каждом этаже телевизоры, смотри, сколько хочешь, до отбоя, в каждой комнате разрешено держать радиоприемники, студентам на время сессии можно пользоваться ноутбуками. А вот мобильные телефоны под запретом: их проще украсть. Решено не провоцировать жителей: публика тут разношерстная. Мало ли у кого-то рука потянется за тем, что плохо лежит.

Проходим по первому этажу: тренажерный зал, библиотека, бильярдная – на стену от скуки лезть не станешь. И все совершенно бесплатно!

Мужчины периодически участвуют в турнирах по армрестлингу, футболу. Ездят на экскурсии в Мирский замок, на «Линию Сталина». 23 февраля их приезжают поздравлять из женского учреждения, 8 марта мужчины едут с ответным концертом. На Новый год почти половина всех отбывающих наказание разъезжается по домам в отпуск. Зато на городские и республиканские праздники — табу. Когда гуляет весь город, отбывающие наказание могут за торжествами наблюдать разве что по телевизору: чтобы не было соблазна выпить и что-нибудь сотворить.

В штате исправительного учреждения 20 сотрудников. Среди них есть и психолог. 

 — Поначалу к нему относятся с опаской, а потом мужчины сами приходят за советом. У психолога здесь непростая задача: понять, почему человек преступил черту закона, и вместе найти выход из ситуации, — объясняет Юрий Василевич. — Отбывал наказание как-то парень, который в свои 25 «нахватал» 8 судимостей. Не зная ситуации, можно сказать: отъявленный негодяй. Начали узнавать его получше. Оказалось, что сам он из глухой деревни. Родители — беспробудные пьяницы, а на шее у паренька оказалось несколько братьев и сестер. В первый раз украл кур, в другой – колбасу, в третий – сено. Пытался помочь семье, чем мог.

Вы спросите: и в чем же наказание? Крыша над головой есть, работа есть, развлечения и минимальный уют имеются. Никаких решеток на окнах, каждый день свободное передвижение по городу, пусть и в определенное время. А вся соль в том, что для многих неделю не заглянуть в рюмку — уже громадное испытание, а при сухом законе жить так несколько лет и вовсе каторга. Строгая дисциплина — штука непростая, но, пожалуй, только она помогает вернуться к нормальной жизни. По крайней мере, здесь рассуждают так: если из десяти человек хотя бы двое начнут жизнь с чистого листа, это дорогого стоит. 

--------------------------------

Компетентно

Светлана Казак, доцент кафедры уголовно-исполнительного права Академии МВД, кандидат юридических наук: 

 — Статья 62 Уголовного кодекса Беларуси ориентирует судей на то, чтобы наказание в виде лишения свободы назначалось лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания. За одно и то же преступление в законе чаще всего предусмотрены различные наказания — от штрафа до лишения свободы. И только судья принимает окончательное решение. Разница в ограничении и лишении свободы колоссальная: в первом случае человек не изолирован от общества, ему не придется, как после тюремного заключения, заново учиться жить среди людей. Это наказание гуманное, но оно не применимо к тем, кто совершил особо тяжкие преступления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter