О придорожной инфраструктуре

Зона дискомфорта

Неприятный случай произошел в придорожном кафе «М–6» на трассе Минск — Гродно. Случайный посетитель, заглянувший сюда, чтобы отдохнуть и перекусить по дороге, оказался втянут в пьяные разборки компании, которая облюбовала это место для своих посиделок. Как оказалось позже, молодые люди завели привычку приходить сюда со своим спиртным в гости к знакомому продавцу. А поскольку работу кафе никто серьезно не контролировал, иллюзия собственной исключительности у ребят появилась довольно быстро.


Результат не заставил себя ждать: парни прицепились к заезжему посетителю. Ссора началась со словесной перепалки, а закончилась вымоганием денег. Бедолаге, застрявшему посреди трассы в окружении агрессивно настроенных подвыпивших людей, из создавшегося положения пришлось выпутываться самостоятельно. Охраны в придорожном заведении не оказалось. Ее просто не сочли нужным нанять...


В этой истории меня как жительницу Гродно особенно задевает тот факт, что кафе «М–6» на главной трассе области — одно из самых заметных и внешне респектабельных придорожных заведений. Введено в эксплуатацию всего–то полтора года назад. А как же обстоят дела там, где придорожная инфраструктура постарше и попроще?


Опытные операторы, занимающиеся въездным туризмом, признаются: они стараются организовать поездку от таможни до ближайшей достопримечательности, отмеченной в плане поездки, без лишних остановок. Причина проста: с придорожным сервисом у нас пока туго. Редкие обменные пункты, доступ к Wi–Fi по паспорту, неухоженные кемпинги, грязные туалеты, а также магазины и кафе с сомнительным ассортиментом.


Специалисты Комитета госконтроля Гродненской области решили проверить эти наблюдения. Были озадачены результатом. Оказалось, что из 70 придорожных магазинов региона 30 — обычные сельские «комки», работающие в лучшем случае до 8 часов вечера, а зачастую и вовсе до 5. Само собой, ни о санитарных комнатах для посетителей, ни о круглосуточном обслуживании и даже о стаканчике горячего чаю или бульона за пластиковым столом речь здесь идти не может.


Ассортимент товаров, многие годы назад подогнанный исключительно под нужды деревенских жителей, полностью игнорирует интересы проезжающих. Что говорить, если здесь нет элементарного: разовой посуды, дистиллированной воды, бумажных полотенец и многих других столь необходимых в дороге вещей.


Допустим, что гости оказались непридирчивыми и удовлетворились покупкой напитка, хлеба, колбасы, кетчупа и многофункциональных салфеток с тем, чтобы всухомятку пообедать на одном из придорожных кемпингов. Увы, и здесь их ждет разочарование. Обед под открытым небом пройдет среди куч неубранного мусора по соседству с туалетом, состояние которого никак не вызывает желания его посетить.


Претензий к работе придорожного сервиса хватает. Все в том же кафе «М–6» проверка обнаружила просроченные напитки, мороженое — а ведь эти продукты чаще всего покупают детям! Колбаса справила месяц с даты окончания срока годности и уже осклизла. Салатная фасоль в банках, судя по всему, была закуплена больше года назад уже с вышедшим сроком годности.


А в частной гостинице в Берестовицком районе номера и ресторан вообще не имеют общей системы теплоснабжения. Они обогреваются видавшими виды электрическими радиаторами. Наверное, поэтому температура в морозные дни здесь держалась в пределах от 6 до 15 градусов.


Парадокс в том, что, констатируя нехватку полноценных объектов придорожного сервиса, местные власти не приветствуют появление новых. Такой вывод, во всяком случае, можно сделать на примере ситуации, сложившейся в Лидском районе. Здесь частное предприятие с белорусско–российским капиталом три с половиной года назад собиралось построить гостиничный комплекс с охраняемой стоянкой. Планировали вложить в это дело 3 миллиона долларов.


Процесс согласований затянулся настолько, что инвесторы дважды были вынуждены обращаться с жалобами на волокиту в республиканские органы власти, а в прошлом году и вовсе отказались от реализации проекта, даже не потребовав компенсации уже затраченных 500 миллионов рублей. На том и разошлись: предприниматели бросили бесперспективное занятие, а там, где могла быть комфортная гостиница — все тот же пустырь.


Случай не единичный. Сейчас за место у дороги бьется предприниматель из Ивья, почти 2 года назад получивший разрешение на строительство сервисного пункта на дороге Барановичи — Ивье.


Заместитель председателя КГК Гродненской области Анатолий Дорожко вынужден констатировать: последствия такого отношения к организации придорожного сервиса печальны. Автомобилисты будут и впредь стараться поскорее проскочить Гродненщину, чтобы добраться до более–менее цивилизованных мест. А могли ведь оставить деньги в регионе...


Советская Белоруссия №53 (24436). Пятница, 21 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter