«Золотые» яйца. Для кого?

ЕВРОПЕЙСКИХ потребителей, давно не знавших продовольственного дефицита, перед Пасхой всколыхнула волна недовольства: резко подскочили цены на самый востребованный в предпасхальную неделю продукт — яйца. Скачок цен вкупе с грядущим праздником вызвал дефицит и ажиотажный спрос, собрав европейцев в большие очереди в магазинах. В некоторых странах даже ввели ограничения: не более одного десятка в одни руки. Неслыханное дело для Европы, не первое столетие живущей в условиях рыночных отношений.

Пока в Европе защищают права кур, посягая на потребительские кошельки, у нас наращивают производство ценного продукта.

ЕВРОПЕЙСКИХ потребителей, давно не знавших продовольственного дефицита, перед Пасхой всколыхнула волна недовольства: резко подскочили цены на самый востребованный в предпасхальную неделю продукт — яйца. Скачок цен вкупе с грядущим праздником вызвал дефицит и ажиотажный спрос, собрав европейцев в большие очереди в магазинах. В некоторых странах даже ввели ограничения: не более одного десятка в одни руки. Неслыханное дело для Европы, не первое столетие живущей в условиях рыночных отношений.

 В чем же причина яичного кризиса? В ЕС с 1 января 2012 года заработала на полную мощь директива № 1999/74/СЕ, принятая еще в 1999-м и защищающая права — кого бы вы думали? Кур! Документ стал ответом на требование «зеленых» улучшить содержание несушек. Объектом критики защитников животных стала так называемая «батарейная система»: для бесперебойного получения яиц кур держат в тесных металлических клетках, рядами поставленных друг на друга, где на каждую птицу приходится 550 квадратных сантиметров. Куры режут лапы о проволочный пол, им трудно шевелиться, в тесноте они давят и заклевывают друг друга.

Директива категорически запрещает содержать птиц в негуманных «батарейных» клетках и требует для несушек модернизированных «жилищ», в которых для каждой курицы предусмотрена площадь не менее 750 квадратных сантиметров. Кроме того, клетка в промышленном «курятнике» теперь должна быть оборудована поилкой и гнездом из натуральных материалов. А у самой курицы должно быть личное спальное место. Европейская несушка еще имеет право поточить когти и порыться в земле или ее заменителе. После вступления в силу директивы оказалось, что 47 миллионов европейских кур (из 330 миллионов несушек-европеек) лишены элементарных птичьих прав!

За 12 лет улучшить куриную жизнь времени у стран ЕС было предостаточно. Но вот сделали для этого далеко не все. Ныне, согласно директиве, импорт яиц из стран, не успевших улучшить условия содержания кур, запрещен. Усугубили яичный кризис и морозы, из-за которых в птицеводческих хозяйствах Европы заметно снизилась продуктивность (в целом по ЕС — на 10—15 процентов, или на 200 миллионов штук в неделю).

Вот так и получилось, что, по информации Евростата, за несколько недель цены на яйца в странах еврозоны выросли с 1,09—1,35 до 2,2—2,5 евро за десяток. В Великобритании — с 1 до 2,2 фунта стерлингов за дюжину. В соседних с нами Польше — с 0,35 до 1 злотого за штуку, в Литве — с 2,99 до 6,99 лита за десяток.

Права птиц — дело, кто спорит, благородное. Но потребителей вряд ли утешит тот факт, что теперь приходится платить вдвое больше за десяток яиц для того, чтобы куры... жили лучше.

— Я ничего не имею против защиты животных. Но кто защитит мою семью, чьи доходы в последние годы только сокращаются? Яиц мы всегда покупали много: у меня маленькая внучка, которой то просто сварю их, то блинчики замешу. Да и Пасха на носу — конечно, расстраивает, что к празднику придется брать продукт вдвое дороже, чем всего пару недель назад — почти по 7 литов за десяток, хотя до этого он стоил меньше 3 литов, — рассказала «БН» Галина Станулевич из Вильнюса.

Казалось, Литву яичный кризис не должен был затронуть: здесь уже несколько лет куры живут в новых клетках. Но отвечающие требованиям директивы литовские птицефабрики, желая подзаработать, стали поглядывать за пределы страны, где наметился дефицит яиц. Так что из-за возросшего за рубежом спроса может резко сократиться предложение и на внутреннем рынке. А это неизбежно вызовет рост цен.

Сегодня, в условиях яичного кризиса в Европе без границ, народ стал чаще ездить в магазины к соседям. Чехи, недовольные новыми ценами на яйца, к примеру, наведываются в соседнюю Германию. А немцы, в свою очередь, в Австрию, где тоже стоят в очередях.

Заволновались и кондитеры. Во Франции они уже заявили, что каждую неделю на производстве им не хватает примерно 21 миллиона яиц, это привело к росту цен на сладкую продукцию с начала года на 50—100 процентов! Одни производители были вынуждены приостановить производство, другие и вовсе оказались на грани краха. Кроме того, из-за отсутствия яичных ингредиентов здешних рабочих отправляют в неоплачиваемые отпуска.

Яичный кризис довел Еврокомиссию до того, что та сегодня готова признать — виной всему стал именно регламент, требующий комфорта для несушек на фермах. Но отменять вступивший в силу с начала года законопроект в ЕС не намерены. «В этом вопросе не может быть компромиссов!» — заявил европейским СМИ пресс-секретарь ответственного за вопросы сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития еврокмиссара Роджер Уэйт. Он полагает, что справиться с дефицитом поможет увеличение импорта яиц, например, из той же Литвы. Но, напомним, из стран, не соблюдающих права кур, импорт запрещен. А рост экспорта приведет к дефициту и подорожанию яиц на внутреннем рынке страны-экспортера. Так, владельцы торговых сетей Литвы уже подтвердили, что яйца до Пасхи еще будут дорожать, и не раз.

Аналитики прогнозируют и дальнейшее повышение цен на куриные яйца в ЕС, а в апреле дефицит этого продукта достигнет своего апогея. Производители же, вынужденные инвестировать в защиту прав кур, не ожидают улучшения ситуации ранее 2013 года. Как и потребители, которые пока продолжают толпиться в магазинах, дабы не остаться на Пасху без яиц.

На фоне этого Беларусь, переживающая последствия собственного экономического кризиса, выглядит яичным оазисом. У нас многоконфессиональная страна, поэтому не секрет, что некоторые белорусы отмечают сразу две Пасхи: католическую и православную. Но, даже несмотря на такой двойной предпраздничный спрос, производители обещают: дефицита яиц не будет.

— У нас в стране все птицефабрики ежемесячно наращивают объемы производства. Поэтому ни о каком дефиците речи быть не может, — заверил «БН» заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Александр Меленец. — Да и цены на яйца фиксированные: мы не можем их поднимать, пока на то не даст рекомендацию Минэкономики Беларуси. К слову, все цены мы пересматриваем первого числа каждого месяца: на календаре уже 6 апреля, а мы продолжаем работать по мартовскому прейскуранту, цены в котором, кстати, не менялись с декабря. Так что к Пасхе яйца не должны подорожать.

Сегодня в белорусских магазинах десяток яиц стоит от 10 до 12,5 тысячи рублей, что меньше одного евро. И, как пояснили «БН» в Мин- экономики Беларуси, в ближайшее время цены на этот продукт повышаться не будут. Не повлияет на стоимость яиц в Беларуси и традиционный ажиотажный предпасхальный спрос.

Что касается гуманного отношения к птицам, то, как рассказали «БН» в агрокомбинате «Дзержинский», у нас чаще практикуется напольное содержание, без применения клеток.

— Да и «зеленые» у нас не так популярны, чтобы всех сагитировать бороться за права кур, — говорит Александр Меленец.

А если бы и боролись, придраться особенно не к чему. К слову,  в ОАО «Солигорская птицефабрика», одном из крупнейших производителей яиц в стране, кур-несушек содержат в клетках. Каких либо рекомендаций со стороны государства по условиям содержания птиц, как здесь рассказали, нет. Однако оборудование — немецкое. Все рекомендации по его эксплуатации выполняются, следовательно, права кур не ущемляются. Вместе с тем цены на яйца накануне Пасхи не растут, дефицита не наблюдается. Белорусы спокойно готовятся к праздникам — католическому и православному.

Тем временем на европейском горизонте уже маячит новая проблема: защитники животных добиваются запрета на так называемое «станочное свиноводство» — аналог «батарейных систем» для свиней, когда животные стоят в ряд, практически обездвиженные, в специальных металлических станках. Так что борцы за права животных и «зеленые» наступают по многим фронтам: и на промышленное производство, и на аграрную отрасль. Эксперты считают, что этот натиск обернется либо технологическим прорывом, либо новой экспансией мировых корпораций на рынки развивающихся стран, куда будут «сбрасывать» неэкологичные и «негуманные» технологии.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter