Золотые пески

Беларусь открывает новые возможности в Туркменистане

Беларусь открывает новые возможности в Туркменистане


На рейс Минск — Ашгабат в эти дни сложно достать билет. Туркменские студенты, а их в наших вузах на сей день числится 1.200 человек, летят на каникулы домой. Причем для абсолютного большинства из них — примерно тысячи ребят — это был первый год в Беларуси. Пожалуй, неплохая иллюстрация к тому, как активизировались отношения между двумя странами в последнее время. Проходящий в эти дни официальный визит Александра Лукашенко, как считает президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, и вовсе придаст им новое качество.


«Мы вышли на создание совместных предприятий с перспективой выхода на мировые рынки», — отметил он, имея в виду в первую очередь проект на миллиард долларов по строительству в Туркменистане горно–обогатительного комплекса по производству калийных удобрений. Но и по поводу других принятых решений обе стороны вчера не скупились на превосходные эпитеты. «Мы сегодня сделали очень много, — заявил Александр Лукашенко по итогам первого дня переговоров и после подписания 14 двусторонних документов. — Мы никогда прежде столько не делали в наших отношениях, в частности в договорно–правовой сфере. Особенно важно, что мы начали с конкретного контракта на поставку тракторов. Это дорогого стоит, особенно в условиях кризиса, когда есть трудности со сбытом этой качественной и недорогой продукции». В ближайшее время МТЗ поставит в эту среднеазиатскую республику 1,5 тысячи тракторов на сумму 33 миллиона долларов...


«Первое нейтральное государство в мире, признанное ООН», — утверждается на первой полосе центральной газеты, которая так и называется — «Нейтральный Туркменистан» (бывшая «Туркменская искра»). После провозглашения независимости контакты с внешним миром, можно сказать, сознательно были ограничены, и даже на саммиты СНГ глава туркменского государства практически никогда не приезжал.


Впрочем, связи между Минском и Ашгабатом никогда не прерывались. В 2002 году Александр Лукашенко впервые с официальным визитом посетил Туркменистан, реализовывались многомиллионные контракты на поставки тракторов и грузовиков. Однако после смерти Сапармурата Ниязова и прихода к власти в 2007 году Гурбангулы Бердымухамедова отношения еще больше активизировались.


Я помню, как несколько лет назад, будучи еще в ранге вице–премьера, он приехал в Минск на саммит СНГ, и тогда этот неожиданный визит позволил международным обозревателям рассуждать о переменах в Туркменистане. Не только во внешней политике. В стране снова заработали Академия наук и театр оперы и балета, разрешили интернет (скорости пока, правда, низкие даже в самой дорогой гостинице, но важен сам факт), начали выплачивать пенсии, в школьное расписание вернулись уроки иностранного языка и физкультуры, в села — медпункты.


Гурбангулы Бердымухамедов как врач по образованию (стоматолог) много внимания в своей политике уделяет теме здоровья. Представьте себе, что в Ашгабате полностью запрещено курение — штраф 10 долларов. А вокруг столицы, которая, между прочим, находится на краю пустыни Каракумы, образовалось невероятное кольцо из трех миллионов елей. Не само собой, конечно, образовалось. Рощи поделены между различными организациями и предприятиями, и они обязаны за ними ухаживать. Главное при 40–градусной жаре — это их обильно и регулярно поливать.


«Туркменский народ очень трудолюбивый», — первое, что отметил Александр Лукашенко, когда начались переговоры с туркменским коллегой в правительственной резиденции.


Как известно, шесть десятилетий назад в Ашгабате произошло мощное землетрясение — большая часть населения, почти 100 тысяч человек, погибла. Страшная трагедия. Целых зданий просто не осталось. Туркменская столица довольно быстро была отстроена заново в 50 — 60–е. Но, проезжая сегодня по центру «города любви» (именно так, от арабского «ашк» — любовь и персидского «абад» — город), я, по–моему, не видел зданий старше 10 — 15 лет. Все новое. Чем–то мне это напомнило Дубай с его небоскребами, впрочем, здесь здания по сейсмическим соображениям пониже.


Как и в Арабских Эмиратах, первоначальный капитал здесь заработали на продаже нефти и газа. Здесь добывают около 80 миллиардов кубометров газа в год и большую часть продают за рубеж. Именно на Туркменистан устремлены сегодня взгляды Европы, которая хочет снизить свою энергетическую зависимость от России, запустив трубопровод «Набукко». Думаю, именно этим, а не только переменами в Туркменистане можно объяснить улучшение отношений с Евросоюзом.


Но пока что практически весь их газ идет через территорию России. Туркменистан пытается выстраивать равноправные отношения со своими экономическими партнерами и даже стал инициатором резолюции Генассамблеи ООН о надежном и стабильном транзите. Президент Туркменистана особо отметил, что Беларусь присоединилась к этой резолюции в качестве соавтора. По его словам, это показательный факт, который говорит о совпадении взглядов Ашгабата и Минска на то, как должны решаться энергетические вопросы.


Вчерашние переговоры также проходили, как говорится в таких случаях, в атмосфере взаимопонимания — лучше не скажешь. Изначально было известно о 12 документах, планируемых на подписание, — соглашения о сотрудничестве в экономической сфере, в области культуры, науки, образования, спорта и проч. Затем стало известно о большом контракте на поставку тракторов. А 14–м двусторонним документом стало рамочное соглашение по строительству горно–обогатительного комплекса по выпуску калийных удобрений на Гарлыкском месторождении. Партнером с белорусской стороны выступает Белгорхимпром, с туркменской — концерн «Туркменхимия». Из текста следует, что белорусы берутся детально проработать этот проект, чтобы осенью можно было заключить непосредственный контракт. «У вас накоплен большой опыт в химической промышленности, — отметил Гурбангулы Бердымухамедов. — Мы вышли сегодня на договоренность о начале реализации крупномасштабного проекта».


Александр Лукашенко в ответ сказал: «Мы хотели бы построить такое предприятие, чтобы показать, на что белорусы способны, чтобы вы никогда больше не думали, что только западные специалисты могут это делать». Более того, по словам Президента, «мы готовы включить вас в уже отработанную международную сеть по реализации калийных удобрений». «Торговля — это гораздо сложнее, чем просто добыча, — заметил он. — Вы это знаете на примере углеводородов».


Вчера Александр Лукашенко еще посетил Мавзолей первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, главную мечеть и Монумент Независимости. А сегодня два президента отправятся на юго–восток страны и заложат капсулу с посланием в фундамент будущего калийного комбината...


Ашгабат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter