Золотой запас

Стала историей ХХI зимняя Олимпиада — самая успешная для Беларуси...

Немного грустно, когда кончается праздник. Стала историей ХХI зимняя Олимпиада — самая успешная для Беларуси. Полный комплект зимних медалей мы еще никогда прежде не собирали... Погас огонь Олимпиады, а героев Игр тепло встречают на родине. Золотую награду доставил вчера в Минск Алексей Гришин.


Канада выиграла Олимпиаду. Собрав золотой урожай из 14 медалей, хозяева уже ставших историей Игр установили новый рекорд в споре олимпийских сборных. Споре неофициальном, но оттого не ставшем менее интересным. Даже наоборот. В этом соревновании нет сотых долей секунды, разделивших две ступеньки пьедесталов, нет досадных травм и удивленных глаз волею случая приобщившихся к олимпийской истории середнячков. Все победы и трагедии спортсменов, достижения науки и тренерские просчеты, судейские ошибки и чемпионские таланты собраны здесь воедино, сконцентрированы, упакованы и оцениваются разом. И в этой таблице, как в зеркале, отражается лицо современного спорта. Лицо, которое за последние несколько лет изменилось до неузнаваемости.


Переворот на зимнем Олимпе случился в начале 90–х. До этого все, конечно, тоже хотели побеждать, но вклиниться в борьбу титанов — СССР и ГДР — удавалось очень немногим. И в основном — скандинавам и австрийцам, традиционно сильно выступавшим в самой медальной олимпийской дисциплине — лыжных гонках. Нынешние же рекордсмены обретались на границе первой десятки. Даже на своих домашних Играх в Калгари 1988 года «кленовые» не смогли изменить сложившееся статус–кво. Но в 90–х все стало с ног на голову. Во–первых, за несколько месяцев до Игр с олимпийской карты исчез СССР. Во–вторых, объединились команды ГДР и ФРГ. И в–третьих, впервые с 1928 года серьезные изменения начали происходить в самой олимпийской программе.


Уже в 1992 году за награды зимних Игр начали бороться биатлонистки, мастера могула и, главное, шорт–трека, включавшего в себя 4 дисциплины (сегодня — 8). Расширение коснулось и лыжных гонок. И все эти перестановки, помноженные на заметное увеличение количества пущенных «в оборот» медальных комплектов, не могли не сказаться на распределении мест в неофициальном командном зачете. И если в классических видах программы вроде лыжных гонок, биатлона или прыжков с трамплина скандинавско–немецкая доминанта оставалась незыблемой, то виды–новички таили в себе немало сюрпризов. Олимпиаду в Альбервиле выиграли немцы. Но уже через 4 года они смогли подняться лишь на третью строчку, за спиной же у них корейские мастера шорт–трека, канадские фристайлисты, швейцарские и американские горнолыжники без всякого почтения к былым заслугам раздвигали локтями прежних фаворитов. В Лиллехаммере на помощь им пришла лыжная акробатика, в Нагано — керлинг, сноуборд и женский хоккей, где преимущество североамериканской школы до сих пор остается подавляющим... В Солт–Лейк–Сити верхушка медального зачета уже изменилась до неузнаваемости. Свои лидирующие позиции во многом за счет успехов в лыжах и биатлоне сохранили лишь норвежцы и немцы. Третье и четвертое места, занятые соответственно сборными США и Канады, стали гимном «новой волне» в олимпийском океане. В дальнейшем в ней временами мелькали австрийцы, швейцарцы и россияне, прибирали к рукам ледяные овалы азиаты, все так же уверенно «загребали» немцы. Но взятый Международным олимпийским комитетом курс на обновление программы и привлечение на трибуны и к телеэкранам новых болельщиков медленно, но верно перераспределял медальную «кассу», делая пьедесталы все более разношерстными и интернациональными. Ванкувер–2010 стал кульминацией этой олимпийской эволюции. Сборная Германии собрала на канадских трассах и склонах 30 медалей, 12 из которых — золотые. 12 лет назад почти такой же результат сделал немцев совершенно недосягаемыми для преследователей из Норвегии и России. Сегодня же былые законодатели олимпийской моды оказались лишь зрителями. Германии с большим скрипом удалось втиснуться между командами США и Канады, а о России говорить и вовсе неудобно...


Безусловно, на руку североамериканцам сыграл фактор «домашних стен». Но лесистые склоны Британской Колумбии отнюдь не были родными ни для корейцев, едва не потеснивших с 4–го места Норвегию, ни для разделивших 7–ю строчку со шведами китайцев, ни для швейцарцев, завоевавших на трамплинах и горнолыжных склонах 6 золотых наград. Глобальных и далеко идущих выводов о том, что, дескать, место прежних гигантов непременно займут американские и азиатские «дрим–тим», делать из всего этого, конечно, не стоит. Но из приведенных таблиц можно легко увидеть, что вместо прежних 3 — 4 участников сегодня более–менее реальные шансы на попадание в тройку самых спортивных стран имеют как минимум вдвое больше. Побеждает же тот, чья система подготовки разнообразнее, гибче и эффективнее. Сегодня она эффективнее у канадцев. Но ставить на «кленовых» рекордсменов через 4 года в Сочи я бы поостерегся...

«Держи дистанцию»

 

«Задание на дом: работа над ошибками»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter