Немного рассуждений об информационных вбросах и о том, что будет дальше

«Золотой век» спецслужб?

Недавно по полям интернета пробежала информация о том, что якобы игиловцы собираются создать свой морской флот. Чисто фейковая информация, и идет она даже не обязательно из недр самой террористической организации, а, скорее всего, от сочувствующего ей безумца, захотевшего таким образом тоже поиграть в виртуальную войнушку. Дело в том, что ни с какой точки зрения — экономической, военной да и географической — этакая затея вообще не имеет смысла. Гораздо ближе к жизни другой информационный вброс, появившийся тоже в это время. Дескать, а почему бы за стол переговоров по Сирии не пригласить и группировку, с которой сейчас сражается антитеррористическая коалиция? Что это: попытка заморозить конфликт или что-то еще более хитроумное?


Вопрос сложный и вряд ли стоит тут торопиться с однозначным ответом. Военных аналитиков сегодня действительно занимает вопрос: а что дальше? Допустим, будут разбиты скоро формирования игиловцев в существующем ныне виде. Ну разбегутся они пока по щелям… Но ведь никуда не исчезнет идеология, на основе которой и было создано такое движение. Информационная война под флагом джихада будет разрастаться в подполье. Золотой век спецслужб! Их бюджеты и штат будут неуклонно расти, поскольку везде и все хотят обезопасить себя от террористических угроз. К чему в итоге приведет такое противостояние?

Не станем гадать на кофейной гуще, как будут развиваться события дальше. Сегодня идет активный поиск путей выхода в целом из ситуации, когда кольцо угроз спокойному и мирному пребыванию для всех живущих на планете стремительно сжимается.

Участвуют в таком поиске даже писатели. Недавно на глаза попалась новая книга одного из любимейших зарубежных авторов Бернхарда Шлинка «Женщина на лестнице». Заголовок вроде бы настраивает на романтический лад, но сам текст заставляет о многом задуматься и даже поспорить с некоторыми позициями героев романа.

…Известный художник Швиндт и миллиардер Гундлах приехали навестить любимую некогда женщину. Это она позвала их попрощаться, ибо умирает от рака поджелудочной железы. Ирену, так зовут эту женщину, все эти годы разыскивают за участие в террористической организации. В одной из сцен миллиардер говорит, что он любит этот мир таким, какой он есть. Существуют богатые и все остальные, богатые берут на себя заботу об остальных, а те смиряются с обстоятельствами. Заботу о чем, спрашивает у него художник. В ответ слышит: «Заботу о том, чтобы ничего не менялось».

Художник не соглашается с миллиардером, замечает, что мир изменился и многих не устраивает существующая в нем несправедливость. На это Гундлах ему говорит: «Вас заботят бедняки? Пока работает телевизор и на столе стоит пиво, они не представляют собой угрозы, ибо на эти вещи денег всегда хватит».

Вот тут, возможно, и скрывается ошибка «золотого миллиарда», представителем которого является в романе Бернхарда Шлинка богач Гундлах. Обратим внимание, пиво и телевизор. С пивом все понятно. А что означает телевизор? Верно. Идеологию. С помощью ящика до сих пор (имеются в виду последние десятилетия) удавалось убеждать людей в том, что все в этом мире идет правильно. Богатые и все остальные… Но вот на сцену, в том числе и с помощью интернета, вышла новая идеология. И не важно, каким эпитетом ее снабдим — ущербная, агрессивная, радикальная или как-то еще. Но она — идеология. Она терзает умы и проникает в души. И уже нет монополии на идеологию у того же «золотого миллиарда».

Понятно, что и герой немецкого писателя утрирует ситуацию, когда говорит, что пока денег на пиво хватает. Но не одним пивом живет человек, да и не все увлекаются этим напитком. Сегодня даже эмигранты, захватившие целые кварталы в мегаполисах ведущих западных стран, хотят гораздо большего. Активно пополняют их ряды и нынешние беженцы, ищущие убежища. Пока только убежища… Но уже и этого хватило, чтобы поколебать вчера еще стройные ряды европейцев. Так что не все так сладко и гладко даже у тех, кто, подобно Гундлаху, заявляет, будто он любит этот мир таким, какой он есть. Выходит, что пора задаться и вопросом: «А любит ли его этот мир?»

Хочется верить, что рано или поздно, но аналитики, да и сама действительность, убедят сильных мира сего в том, что, как писал недавно на страницах «СБ» доктор философских наук, профессор Иван Антонович, «остро необходимы программы ликвидации массовой бедности в исламской геополитической дуге, которые могли бы обеспечить смысл жизни новым поколениям молодых людей, гарантировать им средства к жизни, возможность обзавестись семьями, постоянное занятие и надежду на будущее».

Правда, как признает и сам профессор, это неподъемная сегодня задача, ибо предполагает преодоление тяжелого наследия многолетней колониальной зависимости. Ну что ж, арабский Ближний Восток невосприимчив к быстрым решениям и переменам. По-любому, как часто говорят сейчас политики, военного решения этой проблемы нет. Оно лишь кажется близким, а потому и желанным. На самом деле — и жизнь это едва ли не ежедневно демонстрирует — болезнь при таких противоборствах загоняется еще глубже и требует все больше и больше человеческих жертв.

Кому это надо?

Анатолий ЛЕМЕШЕНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter