Золотой поросенок

Новый мультсериал сделан в лучших традициях классической анимации
Новый мультсериал сделан в лучших традициях классической анимации

Наконец–то на улице аниматоров долгожданный праздник — закончен проект «Приключения реактивного поросенка». Хоть он и числится белорусско–российским, впервые за долгое время мы можем сказать, что и у нас появился свой мультяшный блокбастер, соответствующий запросам современных ребятишек, жадно впитывающих противоречивый поток мультпродукции вместе с «Южным парком» на MTV и третьим «Шрэком» в кинотеатрах.

«Реактивный поросенок» — сериал из четырех частей, каждая из которых имеет свой отдельный сюжет и постоянных героев. Снимали его четыре с половиной года. За это время на мультипликационной студии «Беларусьфильма» поменялось четыре руководителя... Режиссер фильма Александр Ленкин поначалу, оказывается, совсем не хотел заниматься этим проектом, не верил в его успех.

— У меня были совсем другие планы, — признается Ленкин. — Я хотел снимать хорошие фестивальные картины, ездить на кинофорумы, получать призы и купаться в славе.

Но тем не менее Александра убедили в необходимости создания совсем не фестивального и не амбициозного (на первый взгляд) проекта.

«Приключения реактивного поросенка» — это мультипликация, не имеющая ничего общего ни с современным американским стандартом, ни с полнометражными российскими работами (к примеру, такими, как «Змей Горыныч и Тугарин Змей»). Этот фильм, скорее, продолжает традиции советской мультипликации — яркой, красочной, беззлобной, вспомните хотя бы «Приключения Фунтика» или «38 попугаев».

— Александр, вы полагаете, что такой мультфильм сегодня может хорошо продаваться?

— Уверяю, что «Приключения реактивного поросенка» будут продаваться лучше, чем обычные 10–минутные мультфильмы. Сериалы и полнометражные фильмы сейчас очень востребованы в прокате и на телевидении. Конечно, многое зависит и от раскрутки. Но, думаю, наши российские продюсеры достаточно опытны в таких делах и все сделают правильно. Кстати, насколько я знаю, наш фильм в России распространяется быстрее. Пираты не дремлют: мне уже привозили диски с пиратскими копиями.

Московский продюсер Олег Могучев, помимо России, хочет продать «Поросенка» и за границу. В Германию, например. Почему нет? Современным техническим требованиям он также соответствует.

Любопытно, что фильм делался старым дедовским способом. Компьютер использовали только для раскраски и сборки сцен. Все новые технологии, имеющиеся на национальной киностудии, применили вообще впервые.

— Может ли у этих серий быть продолжение? — интересуюсь у Ленкина.

— Не хочу и не могу больше заниматься этим проектом! Четыре с половиной года — это же целый кусок жизни. И все это время снимать одно и то же...

— А у вас самого есть любимая серия?

— Больше всех мне нравится последняя. Она, кстати, получила «высшую категорию» — ее дают только фильмам, отмеченным призами на кинофестивалях. Но в данном случае Министерство культуры и департамент по кинематографии сочли необходимым дать нам ее сразу.

Нельзя не сказать об актерах, работавших над озвучанием сериала. Здесь собралась поистине звездная команда: Анатолий Кот, Вера Кавалерова, Раиса Астрединова... Работать с такими голосами, по словам мультипликаторов, одно удовольствие.

— Как только Вера Кавалерова вышла к микрофону, я понял, что не ошибся, — вспоминает Ленкин. — Хотя поначалу у нее не получалось работать с нами по срокам. Я хотел искать другую актрису, но мне сказали: «Саша, иногда нужно пожертвовать временем для того, чтобы дождаться нужного актера». После, уже работая с ней, я убедился в правоте этого утверждения.

— Знаете, а мне нравится в работах Ленкина какой–то наивный взгляд ребенка, — замечает, в свою очередь, актриса Минского ТЮЗа Раиса Астрединова. — В ситуациях фильма, в реакции героев я нахожу созвучие с реальной жизнью, с поведением детей. Во время работы я получила невероятный заряд оптимизма!

А вот у Анатолия Кота опыт озвучания мультфильма оказался дебютом.

— У него не все поначалу спорилось, — вспоминает режиссер, — но Толя – профессиональный актер, смог собраться. К тому же и Вера, и Раиса ему помогали.

К слову, в эти годы, кроме сериала об энергичном поросенке, Александр вместе с другими аниматорами был занят и другим полномасштабным проектом — «Гербы городов Беларуси».

— Мы решили, что этот проект будут делать разные режиссеры, в разной стилистике, с разными сценариями. В результате получилось очень интересно. На мой взгляд, это один из самых удачных анимационных проектов на «Беларусьфильме», — утверждает он.

И все–таки даже уверенность в успехе «Реактивного поросенка» не отвлекает наших мультипликаторов от трезвого отношения к профессиональной ситуации.

— Проблемы у отрасли начались достаточно давно, — говорит Ленкин. — Нет новых кадров, старые — разъезжаются. Профессионалов не хватает. На мой взгляд, белорусские мультипликаторы — если посчитать, их всего–то человек пять–шесть — не способны сегодня выполнять по–настоящему современные задачи... Есть надежда, что будет какой–то прорыв, но без новых людей этого добиться трудно. Чтобы стать настоящим художником–мультипликатором, нужны десятки лет. Оживить картинку — просто, много времени и таланта не надо, но для того, чтобы она заиграла, стала настоящим персонажем, необходимы мастерство и навык. Эти качества вырабатываются только на больших проектах — таких, как наш «Реактивный поросенок».

Может быть, пора и другим, не менее талантливым режиссерам–мультипликаторам, ориентированным по большей части на фестивали, брать пример с Ленкина, сумевшего наступить на «горло собственной песне», и направить весь свой профессиональный опыт на реальный проект, необходимый как международному рынку, так и нашей киностудии, зрителю?

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter