Творчество композитора Алексея Рыбникова всегда было востребовано в Беларуси

Золотой отблеск таланта

Знаменитый композитор Алексей Рыбников сегодня отмечает 75-летие 

Алексей Рыбников из числа тех сочинителей, что удивительным образом примиряют в своем многолетнем и продуктивном творчестве эстетов, приверженцев авангардных экспериментов и любителей ясной и понятной гармонии. Мелодический язык произведений Рыбникова так разнообразен, что каждый слушатель найдет в нем свою жемчужину. Многообразие жанров, форм, стилей в его творчестве поражает. Рыбников никому не подражал, музыка его всегда пробуждала в нас, слушателях, романтические чувства. Он умел говорить универсальным музыкальным языком и о душевных метаниях русского дипломата и мореплавателя Николая Резанова, и о поисках лучшей судьбы чилийским бедняком, главным героем рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».


Музыка к детским кинофильмам «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», снятым режиссером Леонидом Нечаевым на киностудии «Беларусьфильм», давно стала современной классикой киномузыки. А еще были написаны романтические и пронзительные мелодии к лентам «Усатый нянь», «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Через тернии к звездам», «Большое космическое путешествие», созданы рок-оперы «Юнона и Авось» и упомянутая «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Без творчества композитора невозможно представить и театральную афишу Беларуси. Спектакли «Юнона и Авось», «Буратино.by», «Красная Шапочка. Поколение NEXT» много лет собирали аншлаги на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра. Серьезная симфоническая, камерная и хоровая музыка, многолетняя (и продолжающаяся сегодня) работа над оперой «Война и мир», собственный театр — это все Алексей Рыбников.

Когда-то о минской премьере «Юноны и Авось» композитор отзывался так: «Ехал в Минск с некоторой опаской. Но то, что увидел, меня приятно удивило. Этот спектакль можно считать вторым рождением рок-оперы. Она звучала именно так, как было задумано и написано. Так, как и должно быть в музыкальном театре. Все отмечено высоким профессионализмом. А хор выше всяких похвал. И солисты тоже. Меня покорил Голос Богоматери: обе исполнительницы этой роли (Леся Лют и Илона Казакевич) поют замечательно. Какие удивительные голоса! Нужно отметить, что в минском спектакле больше поют, а в ленкомовском — больше говорят. К тому же там используют фонограмму, а здесь только живое звучание, что особенно удивило и порадовало. Этот спектакль убеждает: музыкальная культура в Минске на очень высоком уровне». Думаю, такие слова в свое время вдохновили актеров спектакля работать с полной отдачей. 

Спустя некоторое время афишу Белорусского государственного академического музыкального театра пополнили детские спектакли с музыкой Алексея Львовича «Буратино.by» и «Красная Шапочка. Поколение NEXT» в постановке режиссера Анастасии Гриненко. И это был настоящий театральный праздник. Талантливая постановочная группа не хотела повторить успех известных фильмов Нечаева, а шла своим собственным путем, добавив в него много примет современности и ироническую интонацию. Режиссер сочинила собственные либретто историй, отталкиваясь от прежнего культурного и экранного мифа. Спектакли оказались близки и детям, и взрослым, были лишены наивности, свойственной некоторым детским постановкам, и смело говорили о том, что развитие современного музыкального театра невозможно без синтеза жанров и направлений. Побывав в свое время на одном из премьерных показов «Буратино.by», композитор дал высокую оценку минской постановке: «Создателям мюзикла удалось сохранить «мир Буратино». Спектакль очень силен драматически и не уступает в музыкальном плане. Когда я увидел в зрительном зале танцующих малышей, услышал, как они кричат «Бу-ра-ти-но!», то понял: еще одно поколение детей будет расти с этой музыкой». В 2005 году на III Международном театральном фестивале «Золотой витязь» спектаклю «Буратино.by» был присужден высший одноименный приз. 

Видно, что с годами музыкальный язык Алексея Львовича усложнился, композитор стал тяготеть к сложной духовной музыке, позже — и к мультимедийному синтезу жанров. Переломной стала музыкальная мистерия «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась в 1992 году и стала первой в созданном театре Рыбникова. Композитор намеренно уходит в сторону от облегченного мелодического языка, хотя вполне бы мог тиражировать однажды найденные приемы. Мы знаем немало примеров, когда и сегодня авторы хитов умудряются собирать концертные залы и участвовать в различных фестивалях, нещадно эксплуатируя только наследие своего прошлого, пусть и в новых аранжировках… Рыбников идет своим путем. В прошлом году не стало его единомышленника режиссера Марка Захарова. По этому поводу композитор сказал: «Потеря Марка Анатольевича совершенно невосполнимая. Но, я думаю, в «Ленкоме» достаточно профессионалов, чтобы следить за состоянием спектакля. Наши пути с Марком Анатольевичем сильно разошлись. Однако если меня попросят, я с удовольствием помогу, чтобы спектакль и дальше жил». 

Сегодня композитор полон замыслов и идей, в период пандемии он не опускает руки, а творит и созидает: «Работаю над оперой «Война и мир» по Толстому. Практически каждый день по много часов. Сама музыка написана давно, а сейчас занимаюсь оркестровкой, аранжировкой — всем необходимым, чтобы представить произведение зрителю. Мы должны были сделать это осенью, но посмотрим, как будет складываться ситуация… В 2010 году возник замысел трехактного большого спектакля. Но, доведя работу до определенного этапа, я отвлекся от оперы и переключился на музыкальное кино. И вот настал момент для того, чтобы «Война и мир» была поставлена, однако пришлось ее перерабатывать. Теперь она двухактная. Мне кажется, пауза почти в десять лет пошла на пользу произведению, иногда бывает такое. Там многое пересмотрено с точки зрения современности». 

Кстати, период самоизоляции композитор считает крайне продуктивным: «Это очень полезно для творческого человека, как ни парадоксально. Хочешь не хочешь, а тебя ничто не отвлекает. Но безумно не хватает близких людей моих, не хватает контакта с детьми, внуками, коллегами. Оказывается, это давало жизненные силы и наполняло творчество смыслом — я ведь не просто сам для себя пишу. Очень важно, чтобы были люди, с которыми ты вместе работаешь».
Алексей Рыбников продолжает удивлять. Снова рискует, снова сочетает несочетаемое. Сегодня его симфонии исполняют лучшие оркестры, а произведениями дирижируют лучшие мастера — Валерий Гергиев и Теодор Курентзис. И конечно же, искренне ждут новой встречи с его музыкой и белорусские поклонники.
ЦИТАТА 

«У меня есть автобиографическая книга, посвященная моей жизни с 1980 по 2000 год. Там я говорил о том, что грядет эпоха, когда будет меняться мировоззрение всего человечества. Сегодня мы видим, что сдвигаются пласты истории. Люди начали понимать эфемерность незыблемых, как им представлялось, основ. Оказалось, в одну секунду это может исчезнуть. И тогда возникает истинное ощущение ценностей — человеческих и духовных, которые должны быть для людей приоритетом. У человечества сейчас меняется мировоззрение».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter