Но когда домофон за пять лет ни разу никем не проверялся, до меня дошло: мы вскладчину купили оборудование, заплатили за установку, а теперь отдаем деньги фирме просто так, на всякий случай. И ладно бы, если бы вещи назвали своими именами и сказали, что это страховка, тогда логично было бы сделать эти платежи добровольными. Так нет же — всех убеждают, что платим за ежемесячное обслуживание, которое на самом деле очень выборочное. Более того, могут отключить домофон, если вдруг несколько квартир в подъезде не внесли платеж. Но ведь трубку и устройство мы купили и заплатили за них!
И имеем право пользоваться ими.
В итоге мы в товариществе отказались от таких призрачных услуг.
И вот скандал на всю страну: новополоцкая фирма с прошлого лета завышала тарифы. Вместо 5450 рублей в месяц, который предприятие задекларировало, брали с обладателей домофонов до 17 300 рублей. Переплата, пишут в СМИ, только за четыре месяца этого года достигла 5 миллиардов рублей! Почти для 200 тысяч абонентов “Белсплат” произвел перерасчет. Мои родственники в Верхнедвинске теперь десять месяцев не будут платить за обслуживание домофона.
Вроде бы справедливость восторжествовала. Но, во-первых, они пока не собираются рассчитываться с теми, кто за это время отказался от их обслуживания — нам предлагают обращаться в суд. А во-вторых, зашел я ради любопытства на сайт “Белсплата” и посмотрел, какой тариф у них сейчас. Там четыре варианта (раньше было шесть), начиная от 5500 и до 20 500 рублей. Минимальный тариф — за техобслуживание запорно-переговорного устройства. За 9100 рублей предлагают сервис домофона, подъездной двери и дверного доводчика, а в качестве бонуса — модернизацию. За 14 800 обещают ремонт и расширенную гарантию. В тарифе за 20 500 прибавляется уже ТО системы видеорегистрации.
То есть уголовное дело заведено, а фирма по-прежнему гнет свою линию и предлагает потенциальным клиентам завышенные цены. И это еще не все. В областной газете недавно написали, что “Белсплат” представил в управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома материалы на утверждение тарифа 9100 рублей вместо 5500 и вложил в эту сумму 25% рентабельности!
Хочется верить, что впредь за тарифами будет жесткий контроль и людей оградят от такого навязчивого и ненужного сервиса.
Андрей Кондрашов, Витебск
Ностальгия по хорошему прошлому
Многие представители старшего поколения считают, что раньше и небо было чище, и звезды светили ярче. Я не такой романтик, но тоже уверен: в прошлом было больше порядка и заботы о людях. Сегодня же всё стараются делать попроще и подороже.
К примеру, раньше в междугородных автобусах, дизель-поездах и электричках, как и сегодня, работали контролеры. Все они были вооружены компостерами, которыми гасили билеты. Сейчас же подавляющее большинство контролеров просто рвут проездной документ чуть ли не на две части. Командированным в очень неаккуратном виде приходится сдавать его в бухгалтерию. Мне вообще не очень понятно, для чего рвать билеты на автобус: там же четко указано время рейса, дважды по нему никак не проедешь. И тем более непонятно, почему это надо делать так небрежно. Вроде мелочь, а настроение каждый раз портится.
А как в прежние времена мы ездили в отпуск! Хотя и туристических фирм было немного — государственное турбюро да молодежный “Спутник”. Тем не менее каждое лето из центра Могилева еженедельно отправлялись многочисленные автобусы к морю.
Сегодня турфирмы на каждом углу, но к морю — в Болгарию, Хорватию, Черногорию — можно уехать только из столицы. Разве что местный автопарк предлагает поездки в Крым, Херсон и Одесскую область. Но не каждого эти курорты устраивают. Будто жители областного центра — люди второго сорта. Причем турфирмы даже не предоставляют трансфера к автобусам, отправляющимся из Минска ночью. А общественным транспортом в такое время не уедешь. Приходится приезжать на вокзал заранее, долго ждать с огромными чемоданами. Из зала ожидания, если едешь в одиночку, никуда не отлучишься. Соседа посмотреть за вещами уже не попросишь — примет за террориста. Пока доберешься до курорта, устанешь больше, чем за неделю работы. Точно так же возвращаешься назад — неудобства аннулируют весь отдых.
Уверен, в городе с более чем трехсоттысячным населением желающих отдохнуть за границей наберется немало. Работникам местных турфирм не составит труда собрать целую группу. Но зачем же им заморачиваться? Видимо, и так бизнес неплохо развивается.
Максим Черепанов, Могилев
НАМ ОТВЕТИЛИ
Приезжайте поклониться камням
В “НГ” № 15 за 15 апреля 2016 года был опубликован материал Елены Семеновой “К камням приходят с поклоном” о достопримечательности Дятловщины — поклонных камнях, расположенных вблизи деревни Горка. В статье поднимался вопрос о развитии туристического потенциала региона, о том, как сделать эту сферу привлекательной и доходной.
В Дятловском райисполкоме отреагировали на публикацию, прислав в редакцию официальное письмо, в котором, в частности, сообщили следующее:
“К разработке туристических маршрутов по территории Дятловского района привлекаются все заинтересованные, в том числе Федерация профсоюзов Беларуси. 28—30 января 2016 года в выставке “Проф-тур 2016”, проходившей в Минске, Дятловским районным объединением профсоюзов в конкурсе на лучший маршрут года “Беларусь в новом облике” был представлен проект туристического маршрута “Как много здесь преданий чудных. В Дятловском районе есть дворец, где живет король, тарелка, из которой не поешь, камни, к которым ходят на поклон”. Данный проект вошел в число 12 финалистов, завоевав четвертое место, и стал дипломантом конкурса.
В районе также разработан маршрут “Истоки духовности”, который знакомит с православными храмами Дятловщины, в том числе с церковью Святого великомученика Георгия Победоносца в деревне Горка и “Поклонными камнями” возле деревни”.