Золотой бройлер,

НАРОДНАЯ мудрость гласит: цыплят по осени считают. Но так было в прошлом, когда весной наседка высиживала цыплят, а к осени, через 5—6 месяцев, в естественных условиях вырастал бройлер. На современных же птицефермах срок выращивания сокращен до 50—60 суток. Основной ускоритель при этом — температурный режим плюс 30 градусов круглосуточно — в любой период, зимой и летом, что позволяет превращать практически всю энергию комбикормов в привесы, а не терять ее, «распыляя» в окружающую воздушную среду птичника.

или Кому на пользу 10-кратный перерасход топлива и электроэнергии?

НАРОДНАЯ мудрость гласит: цыплят по осени считают. Но так было в прошлом, когда весной наседка высиживала цыплят, а к осени, через 5—6 месяцев, в естественных условиях вырастал бройлер. На современных же птицефермах срок выращивания сокращен до 50—60 суток. Основной ускоритель при этом — температурный режим плюс 30 градусов круглосуточно — в любой период, зимой и летом, что позволяет превращать практически всю энергию комбикормов в привесы, а не терять ее, «распыляя» в окружающую воздушную среду птичника.

Однако существующие системы обогрева, основанные на сжигании солярки или природного газа, по своему техническому решению настолько примитивны, что не имеют регулирования ни тепловой мощности, ни вентиляционной составляющей теплопотерь. Эти обогреватели «пашут» зимой и летом, круглосуточно, на всю катушку... И почему-то не вызывают каких-либо сомнений у работников птицеферм, так как эти технические решения предложены научными институтами. Но когда? Еще в соответствии с бывшими общесоюзными нормативами, по которым на 1 кг массы бройлера положено подавать 1 куб. м в час свежего наружного воздуха...

Теплопотери птичника через ограждающие конструкции в диапазоне изменения расчетных наружных температур от плюс 20 до минус 25 градусов могут составлять для типового птичника 10000—110000 ккал/час соответственно. При нерегулируемом постоянном количестве наружного воздуха в качестве теплоносителя по разомкнутому циклу приходится завышать тепловую мощность теплогенератора в 5 раз для расчетной наружной температуры минус 25 градусов.

При повышении наружной температуры и постоянной тепловой мощности теплогенератора в птичнике возникают теплоизбытки, с которыми надо бороться, иначе птица погибнет от перегрева и теплового удара.

И тут кому-то пришла спорная идея «нейтрализовать» все теплоизбытки таким же наружным воздухом. Сначала жжем топливо и создаем теплоизбытки, а потом их и... «нейтрализуем»?!

Для «нейтрализации» теплоизбытков использована декомпрессионная система итальянской вентиляции с осевыми вентиляторами. Так, одним регулируемым параметром производительности осевых вентиляторов устранена проблема перегрева птичника. Но осталась другая — проблема 10-кратного перерасхода топлива. Не пора ли в Год бережливости взяться за ее решение?

Проблема «перелопачивания» огромного количества наружного воздуха на перенос тепловой энергии от теплогенератора в птичник (30.000 куб. м/час) дополнилась проблемой «перелопачивания» еще большего количества воздуха на «нейтрализацию» теплоизбытков. Так как вентиляторы используют электроэнергию из расчета 0,5 кВт на 1000 м3/час, то затраты электроэнергии в 10 раз превышают рациональные оптимальные, которые базируются на электрообогреве птичника и полном исключении солярки или газа.

Получается: типовой птичник за сутки сжигает 1,5 тонны солярки, «перелопачивает» 2.400.000 м3 воздуха и потребляет 1150 кВт/ч электроэнергии. Небольшая птицефабрика из 7 зданий за год сжигает 3100 тонн солярки, «перелопачивает» 5 куб. м воздуха и потребляет 2.400.000 кВт/ч электроэнергии.

Комплекс по выращиванию и откорму КРС на 5 тысяч голов затрачивает газа 10.000 куб. м/сутки, а за весь холодный период сжигает 20 млн. куб. м.

На таком комплексе КРС применена все та же, на мой взгляд, абсурдная и чрезвычайно затратная технология. Газ сжигается на котлах ДКВР-25, горячая вода подается на комплекс на целые сборки из водяных калориферов, через которые продувается наружный воздух. Огромные вентиляторы с электродвигателями по 17 кВт и 23 кВт установлены прямо снаружи венткамер и нагнетают холодный наружный воздух через калориферы в помещения комплекса. Так как температура приточного воздуха после водяных калориферов имеет значения порядка плюс 5—10 градусов, то в помещениях молодняка невозможно зимой поддержать оптимальную плюс 15, а в помещениях откорма приточный воздух плюс 5 градусов создает теплоизбытки, которые «нейтрализуются» работой осевых вентиляторов.

Если в птицеводстве перерасход топлива и электроэнергии гарантирует оптимальный температурный режим и быстрый рост бройлеров, то в остальном животноводстве в холодный период года фактически нет ни оптимальных температурных условий содержания, ни сохранности молодняка, ни быстрого роста суточной продуктивности. Какой имеем «эффект»? Сомнительный: в 1,5—2 раза увеличиваются сроки получения конечной кондиции — 110 кг для свиней и 410 кг для КРС. Сроки выращивания увеличиваются, а кормить поголовье нужно круглый год!

Земледелие республики на 50—60 процентов работает на кормовую базу животноводства — значит, от оптимального решения проблемы микроклимата в животноводстве напрямую зависит производство мяса и молока. Энергия кормов перерабатывается в животноводческую продукцию только в оптимальных температурных условиях! А в сырых, холодных помещениях КПД переработки энергии кормов снижается не только до минимальных значений, но могут иметь место даже истощение и серьезная потеря массы у скота. Весной, после зимовки, на иных фермах скот выходит, как говорят в народе, — одна шкура да кости... На кости мясо само собой не нарастет: нужно повторно расходовать корма! А это — новый виток затрат. Зачем потом удивляться, что наше мясо оказывается не таким дешевым и конкурентоспособным?!

К сожалению, проектные институты за 30 лет проектирования животноводческих помещений и систем вентиляции не извлекли никаких уроков из грубейших «проколов» своих же проектов. Деревянные помещения животноводческих ферм как наиболее приемлемые с точки зрения теплоизоляционных характеристик, а также способности «дышать» и инфильтрировать лишние водяные пары были повсеместно заменены железобетонными арочниками с клюшками и плитами перекрытия. Но без должного утеплителя огромной  поверхности потолочных перекрытий арочники превратились в железобетонные «холодильники»! Даже высокопродуктивные коровы на МТФ не могут «покрывать» теплопотери при наружных температурах ниже минус 5 градусов, а что уж говорить о растущем молодняке КРС...

Были в Беларуси попытки выращивать молодняк КРС под голошиферной крышей, пробовались другие варианты, но... Чем больше объем помещения, тем больше теплопотери здания и хуже условия содержания. Для птицеводства, дающего менее 10 процентов мясной продукции, солярку, газ и электроэнергию как-то изыскивали. Но для всего животноводства найти огромное количество топлива и электроэнергии невозможно — при существующих нынче схемах вентиляции и обогрева. Думаю, современным ученым, неравнодушным практикам пора задуматься всерьез над проблемой энергосбережения не только в птицеводстве, но и в животноводстве в целом! Нужны варианты рациональных технических решений, которые позволили бы уменьшить в разы расход топлива и электроэнергии, иначе рискуем не избежать и дальше избыточной затратности конечных продуктов...

Мечислав ХАРИТОНОВИЧ,

бывший заведующий лабораторией микроклимата ЦНИИМЭСХ нечерноземной зоны СССР

ОТ «БН». Приглашаем специалистов включиться в дискуссию, опровергнуть или подтвердить информацию автора, предложенную к размышлению.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter