Золотое руно

В Беларуси начинается возрождение овцеводства. Однако предстоит еще много сделать, прежде чем новая отрасль станет высокодоходной

В Беларуси начинается возрождение овцеводства. Однако предстоит еще много сделать, прежде чем новая отрасль станет высокодоходной

В стране стала потихоньку возрождается овцеводческая отрасль, которая фактически была потеряна в 90-е годы прошлого века из-за взрыва на Чернобыльской АЭС (шерсть овец накапливает и сохраняет радионуклиды). А ведь для белорусов овцы совсем не экзотика. Перед началом Великой Отечественной войны в Беларуси насчитывалось два с половиной миллиона голов этих животных, в конце 1980-х — чуть более 400 тысяч, а сейчас — всего 52 с половиной тысячи (содержатся они преимущественно у частников). В конце прошлого месяца была принята республиканская программа развития овцеводства на 2013—2015 годы, согласно которой через три года в Беларуси должно насчитываться около 150 тысяч овец. Корреспондент “НГ” выяснила, чем сейчас живут овцеводы, с какими проблемами сталкиваются и на что рассчитывают.

Отары в кошары

Согласно республиканской программе, в Беларусь планируют завезти племенное поголовье из-за границы, создать здесь сельхозпредприятия со средней численностью по пять и более тысяч овец (только в одной Витебской области строится 21 ферма, а в каждой области будет создано по одному племенному хозяйству).

Лучшими для выращивания овец в Беларуси считаются Брестская, Гомельская, Минская и часть районов Гродненской области.

На сегодняшний день самое крупное государственное овцеводческое хозяйство нашей страны находится в СПК “Конюхи” Ляховичского района. Сегодня там уже содержится около трех тысяч овец, руководитель сельхозкооператива Алексей Ковальчик планирует увеличить отару до восьми, а то и двенадцати тысяч. Также “Конюхи” являются единственным в стране племенным хозяйством по разведению мясошерстных овец пород тексель, прекос и их помесей.

Пока хозяйство работает с убытками, но директор и экономисты подсчитали, что предприятие станет рентабельным, когда количество овец увеличится до пяти тысяч (три из которых должно составлять маточное поголовье).

Алексей Алексеевич, который  является одним из разработчиков республиканской программы, уверен, что овцеводство вскоре станет прибыльным сектором экономики: “Ведь овца дает не только диетическое мясо и шерсть, но и кожу, и молоко, из которого получается очень вкусный сыр. Кстати, некоторые хозяйства Минской области собираются специализироваться на производстве овечьего молока. Еще говорят, что печень овцы улучшает зрение, а из кишок получаются лучшие медицинские нити”.

Проблема в том, что пока ценную продукцию сложно сбывать. Из мясокомбинатов страны только Оршанский мясоконсервный комбинат принимает овец живым весом для изготовления детского питания. Мало того, что предприятие находится далеко от Конюхов, еще и цена сделки, 36 тысяч рублей за килограмм, не вполне устраивает хозяйство. “Расчеты производятся с задержкой, — рассказывает руководитель сельхозпредприятия. — Мы уже, к примеру, давно ждем денег за отгруженные по договору пять тонн мяса. Хотя, с другой стороны, что касается закупочной цены, мы и партнеров стараемся понять, которые не имеют возможности поднимать цену  на детское питание”. В то же время в Беларуси цена на баранину колеблется от 45 до 120 тысяч рублей за килограмм. За диетическим мясом по приемлемой цене в Конюхи частенько приезжают любители шашлыков и шурпы: рестораторы, мусульмане, представители некоторых посольств. Сотню голов раз в два года закупает биофабрика, производящая из крови баранов лекарства.

Из полутонкорунной конюховской шерсти (которой в год производится около шести тонн) на Смиловичской валяльно-войлочной фабрике делают одеяла и подушки. В этом году Алексей Ковальчик планирует заключить с предприятием договор, в котором будет указана цена за килограмм шерсти около 25 тысяч рублей (в прошлом году закупочная цена сырья была 13 500 рублей).

В сельхозкооперативе в ближайшие 5—7 лет планируется построить еще несколько сооружений для овец, приобрести транспорт с холодильником, чтобы иметь возможность отвозить мясо на рынок, закупить племенных животных за рубежом (один барашек породы тексель стоит на Западе полторы тысячи евро, а в России — 500 долларов), наладить убой животных, а также собственную переработку шерсти, мяса, кожи (заняться выделкой для обувных фабрик), молока (производить деликатесные сыры), открыть фирменные магазины. Для реализации задуманного требуется примерно 7—8 миллиардов рублей.

На холоде шуба грубеет

Поскольку республиканская программа направлена в первую очередь на получение шерсти, то в ней заинтересованы и текстильщики. Ведь из полутонкорунной и грубошерстной  белорусской шерсти в нашей стране производят замечательные шубы, пальто, шинели, одеяла, подушки, постельное белье, валенки и многое другое, хотя Шубы из Греции все еще в тренде.

К сожалению, недостаточно тонкое отечественное сырье не годится для изготовления костюмов. К примеру, сейчас Минскому камвольному комбинату в год требуется пять тысяч тонн мериносовой шерсти, которую он вынужден закупать за рубежом. “Если полутонкорунная шерсть на рынке стоит от 22 до 33 тысяч рублей, то костюмная  тонкорунная (мериносовая) шерсть, которая закупается в России, Австралии и Аргентине, имеет цену от 55 до 65 тысяч”, — поделился информацией заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО “КамВоль” Виктор Галич.

Одна из главных проблем в получении качественной тонкорунной шерсти заключается в том, что заморские породы трудно приспосабливаются к нашим условиям, болеют. Но даже если полностью адаптировать нужную иностранную породу к нашим условиям, то все равно получить качественную тонкорунную шерсть будет непросто. “В Беларуси не совсем подходящий климат, — пояснили мне специалисты концерна “Беллегпром”. — Шерсть получается неоднородная, с содержанием грубых, мертвых волос, которые не прокрашиваются в ткани и тем самым делают ее бракованной. Получается это из-за того, что на протяжении долгой и холодной зимы в организме овцы вырабатывается вещество, способствующее огрублению ее “шубы”. Также на качество текстильного сырья влияют кормление, условия содержания животного и другие факторы”.

Ученые утверждают, что вывести нужную породу, адаптированную к нашим условиям и дающую нужное сырье, за пару-тройку лет практически невозможно. “Для этого потребуется не один десяток лет”, — утвер-ждает доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены животных Витебской государственной академии ветеринарной медицины Владимир Медведский.

Немало проблем сегодня и со сбытом продукции овцеводства. К примеру, научный сотрудник группы коневодства и овцеводства РУП “Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству” Николай Коптик, высказываясь о проблемах сбыта шерсти, говорит о необходимости наладить ее первичную переработку. “Овцу сначала нужно постричь, затем полученную шерсть растрепать, замочить, высушить, затем снова растрепать и только потом делать из нее нитку. Если раньше этим занимались в селах женщины вручную, то сейчас такую переработку должны наладить на предприятиях. В хозяйствах немытой шерсть может храниться два-три года, а в мытой заводится моль. Хорошо, если бы в Беларуси была создана сеть заготовительных пунктов, сотрудники которых приезжали бы в хозяйства и принимали шерсть”.

Инициативу фермерам

Предполагается, что именно частники займутся возрождением отрасли овцеводства. По словам Премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича, с поддержкой государства будут осуществляться приобретение молодняка, племенная работа, ветеринарное обслуживание. “У фермеров запросы пока скромные: завести хотя бы поголовье в одну-две тысячи овец, чтобы иметь небольшую прибыль, осмотреться и только затем развиваться дальше, — поделился своими наблюдениями главный специалист по развитию Брест-ского агропромышленного союза Павел Калиновский. — На сегодняшний день подается много заявок. Фермеры заинтересованы в развитии данного направления. Наиболее вероятно, что в программу развития от области войдут семь фермерских хозяйств, которые имеют пастбища, опыт разведения овец, а также помещения для их содержания”.

Кстати, овцеводческая отрасль оказалась привлекательной и для иностранных инвесторов. В агрогородке Корень Логойского района иранцы возводят овцеводческий комплекс на десять тысяч голов. Как сообщили в организации ИООО “ИстернШип”, строительство планируется завершить к концу лета будущего года. Проектом предусмотрено разводить мясные породы овец (суфолк, тексель, иль де франс), ежегодно производить до 450 тонн мяса в живом весе и около 20 тонн шерсти.

Как сообщил начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Беларуси Иван Карсеко, примерно через месяц станет известно, какие хозяйства в областях Беларуси войдут в программу по развитию овцеводства, каким будет механизм распределения дотаций, где и сколько будет закуплено племенного молодняка, а также другая информация о ходе реализации республиканской программы.

Предстоит сделать еще очень многое. Помимо строительства кошар и увеличения поголовья нужно создать племенную и сырьевую базы (в том числе обеспечить производство шерсти в объемах 410 тонн в год), современные предприятия по первичной переработке шерсти, систему подготовки кадров для отрасли, наладить реализацию мяса и кож (развить скорняжное производство). Необходимо также, считают эксперты, выработать экономический механизм рентабельного ведения отрасли, создать единый холдинг с организациями, перерабатывающими продукцию овцеводства.

Потребности в ней большие не только внутри страны, но и за рубежом. Специализированные хозяйства готовы с поддержкой государства развивать отрасль, поскольку маленькая овца, сулит большую прибыль.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter