Как привлечь инвестора в АПК

Золотое руно или шерсти клок

Благодаря инвесторам на Логойщине создали больше сотни рабочих мест

Триада пятилетки — инвестиции, занятость и экспорт. Первая составляющая экономической политики — вложения в реальный сектор — активно влияет и на создание рабочих мест, и на открытие новых рынков сбыта. Но не все так просто с привлечением свободных денег и особенно с их дальнейшим влиянием на экономику. На этом акцентировал внимание Премьер-министр Андрей Кобяков, который призвал «в большей степени ориентировать инвестиционную политику на конкретных инвесторов, хорошо представлять себе их ожидания и возможные опасения».


Наивно полагать, что внешние или внутренние вложения, словно золотое руно, станут магическим гарантом благоденствия. Что нам достаточно сделать перед иностранцами реверанс, завлечь бонусами и налоговыми послаблениями, а они за их счет «сделают нам красиво». Каждого, кто вкладывает деньги, интересует прежде всего прибыль. 

Эксперты сравнивают инвестиции как инструмент построения бизнеса с ножом. Тут все будет зависеть, в чьих руках находится этот прибор, которым можно и за столом управляться, и сильно поранить. Наглядный пример: некоторые сельхозпредприятия после хозяйничанья частников, которые «вырезали» там все, что смогли. Но если инвестиции приводят к созданию высокотехнологичных рабочих мест, если возникают связи с местными производителями, а не просто, скажем, отверточная сборка, и к нам перебирается разработка, создание новых технологий, то такие вливания только на пользу. 

Логойскому району в этом плане повезло. Везение объясняется продуманным подходом к потенциальным вкладчикам в экономику. 

Когда группа энтузиастов начала строить в чистом поле на территории Гайненского сельсовета первую в стране конеферму с производством кобыльего молока, председатель райисполкома Виктор Коледа посчитал их планы прожектами, в чем потом честно признался директору ООО «БелКумысПром» Олегу Сивченко. В Беларуси подобного опыта ноль, а растить животных, тем более доить лошадей — дело, требующее и навыков, и знаний. Но, как говорится, наблюдал со стороны и не мешал. В районе появилась не только конеферма, а и уникальная технология, которой сейчас заинтересовались даже в Казахстане с его давними традициями коневодства и почитанием кумыса. 

Проведя анализ рынка, бизнесмены, объединившие свои капиталы для инвестирования в новое для страны направление, были уверены, что проект с большой долей вероятности выигрышный. Во-первых, изучив, сколько детей, да и взрослых, страдает от аллергии, предвидели, что кобылье молоко с низким содержанием в нем казеина пойдет на ура как гипоаллергенный продукт. Творог получается нежным, чем-то напоминающим йогурт и сметану, ну и, наконец, это сырье для целебного напитка — кумыса. Породистые жеребцы тоже принесут немалый доход. Эти факторы говорили в пользу начинания, поэтому и вложились в создание целого комплекса.

Списать проект было не у кого. Механически заимствовать зарубежный опыт неразумно. С первого раза не все получалось: исправляли ошибки на стадии строительства, переделывали, доводили до совершенства, в некоторых случаях решения подсказывали… лошади. Кроме помещений, для их содержания оборудовали родильное отделение, ветеринарный блок, доильный зал, цех по розливу молока. В планах — построить для жеребцов стадион и прогон для их партнерш: для поддержания мышечного каркаса, чтобы приносили здоровое потомство. 

За жеребцами, а разводят здесь породы литовского и русского тяжеловозов, ухаживают ежедневно. В денниках, сравнимых с гостиничным классом «люкс», стоят настоящие красавцы! 

Производственный процесс на молочной конеферме совершенно иной, нежели на обычной МТФ. Кобыла доится 8 раз, каждые два часа, в первые три лактации дает около 10 килограммов молока в день. В последующие — в полтора раза больше. Продуктивно лошадки работают 20—24 года, чем выгодно отличаются от коровы, но первое молоко дают в 4-летнем возрасте. Период лактации — 7 месяцев. Доильное оборудование изготавливала по индивидуальному заказу компания «ДеЛаваль». На предприятии применяют многоступенчатый контроль качества продукции. Например, траву сдают на определение в ней нитратов и других вредных веществ еще в стадии роста, компьютер делает экспресс-анализ первого миллилитра молока: если параметры не отвечают заданным, дойка блокируется, а кобыла отправляется в лазарет.

Ноу-хау «БелКумысПрома» — стойловое оборудование. Дело в том, что кобылы сильно привязаны к жеребятам, и когда молодняк отнимают, мамочки испытывают огромный стресс, что может привести к запуску. Чтобы исключить неожиданную реакцию кобылы, связанную с ее «эмоциями», применяют подсосную технологию доения. Под эту особенность животных пришлось изготавливать конструкцию доильного места, предусмотрев рядом с ним загон с окошком для жеребенка. 

Во всех помещениях буквально на каждом углу мы заметили видеокамеры. Неужели набрали вороватых рабочих? Оказывается, таким образом наблюдают за соблюдением технологии. Все процессы, выполняемые работниками, фиксируются, а потом анализируются специалистами. Если те заметили ошибки, с операторами машинного доения проводят учебу. Есть идея показывать видео в режиме online и потребителям, дабы не усомнились в качестве и безопасности продукции. К концу года планируют выйти на продажу двух тонн диетического продукта в сутки. И пока на белорусском рынке нетесно, потребности в нем значительно больше. 

Сейчас у предприятия есть авторское право на технологию: с проектировщиком объекта заключен договор об уступке прав на данный проект. По франшизе готовы открывать бизнес в других регионах. 

На землях по соседству с «БелКумысПромом» возрождают забытое нашими аграриями овцеводство с участием иранского капитала. Иностранное общество с ограниченной ответственностью «ИСТЕРН ШИП» завершило инвестпроект по строительству комплекса, где разводят овец породы иль-де-франс, абсолютно для нас новой и очень перспективной. У них и шерсть качественная, и в мясном производстве порода хороша, потому что животные быстро прибавляют в весе.

Сельское хозяйство давно в поле зрения интересов инвестиционного лоббиста Гафари Мохаммада Хейбаталлаха. В нашей стране его заинтересовал механизм инвестдоговоров, который позволяет минимизировать затраты на первоначальном этапе, установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции при создании бизнеса. 

СПЕЦИАЛИСТЫ, ознакомившись с мировым опытом, пришли к выводу, что для получения наибольшей эффективности необходимо до минимума сократить сроки содержания животных. Потому что в первые полгода жизни овца на один килограмм привеса потребляет 4 кормовые единицы, с 6 до 12 месяцев — уже 6—8, а свыше года — от 10 до 12 кормовых единиц. Поэтому выбор пал на иль-де-франс, быстро прибавляющую в весе. Мясо животных не имеет специфического привкуса. Но пока шашлык из него делать рано — ягнята идут на пополнение стада. 

Первоначально закупили 557 голов, из которых 32 барана. Проследить их родословную можно на протяжении четырех поколений. Сейчас поголовье превышает тысячу животных. 

Заведующий овцефермой Гасан Гаджиев, как он сам говорит, родившийся чабаном, в восхищении от породы:

— У меня сначала к этим овцам было предвзятое отношение, а потом в них влюбился. Баранчики и ярочки успешно адаптировались у нас. Белорусские земли просто созданы для овцеводства. Здесь много травы, и баранина в магазине должна быть дешевле курятины. Ведь комбикорм, которым кормят птицу, дорогой, а овцам надо сено. И если Англия, где климат более дождливый и сырой, сделала когда-то экономику на овцеводстве, то Беларуси и подавно можно создать прибыльную отрасль. Почему хозяйства свернули выращивание овец? Не была отработана технология. 

Сам инвестор Гафари Мохаммад подробно интересуется производством, консультируется у признанных мировых экспертов. Осенью прошлого года в хозяйстве побывал президент ассоциации OZON породы иль-де-франс Жан-Пьер Жосслен, который заинтересован в успехе не меньше иранцев и белорусских специалистов. Французами проведен аудит всех процессов, включая рацион кормления, ветеринарию, воспроизводство и содержание, основы селекционной работы, и дана положительная оценка всей цепочке. Даже если в дальнейшем мясо, как планируется, будут отправлять в Иран, хотя есть намерения заняться его переработкой на месте, для белорусских производителей появился ценный опыт и шанс ему последовать. Хотя Республиканская программа по овцеводству не дала ожидаемого результата.

В реализацию инвестиционного проекта уже вложено 27 миллионов рублей. Окупаемость планируется к 2020 году. В январе ИООО «ИСТЕРН ШИП» получило статус субъекта племенного животноводства. В перспективе рассматривается возможность строительства и молочно-товарной фермы на 1,2 тысячи КРС, производства овечьего молока и изготовлению из него сыра. И все это на землях с невысокой продуктивностью, которые принадлежали раньше хронически убыточному хозяйству.

Два убедительных примера продуманного бизнес-планирования. Не сомневаюсь, что и дальше эти инвесторы будут в хорошем смысле лоббировать свои интересы. Скажем, «БелКумысПром» предлагает кобылье молоко применять в детском питании. Инициатива, думаю, заслуживает поддержки со стороны власти. 

Выгодным инвестиционным проектом с высокой рентабельностью должна была стать и фабрика грибов в Гродненском районе, под ее строительство отдали сельхозземли. Однако шампиньоны так и не выросли: за 6 лет появился разве что фундамент. И тот сделан с нарушением законодательства. На другом участке планировали производство компоста. По итогу — снятый бульдозером плодородный слой почвы и свалка строительного мусора на некогда плодородной земле. Более того, Госконтроль обнаружил, что ни обоснованности инвестиций, ни полного пакета проектно-сметной документации и даже аргументированного отвода земельного участка здесь не было. Иностранный подрядчик, выигравший тендер (?), представил проектную документацию, которая совершенно не соответствовала белорусским нормативам. За ее адаптацию взялись наши проектировщики. Затянувшиеся переделки и согласования вытянули средства из бюджета — за изготовление ПСД польскому подрядчику было выплачено более 2,5 миллиарда кредитных рублей. Можно, конечно, пенять на недобросовестного подрядчика, но и наши проектанты умеют «потянуть» денежку. Фирма, которая построила десятки подобных фабрик в разных странах, споткнулась о разночтения в стандартах именно у нас.

Есть, конечно, и на Гродненщине успешные проекты, а на Минщине несостоявшиеся прожекты. В этом году прокуратура Минской области будет проверять выполнение инвестиционных договоров в столичном регионе, где тоже есть незавершенные начинания. И не все они случились из-за недобросовестности инвестора. Часто забуксовывали проекты из-за бюрократических заморочек. 

За 2016 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 8,6 миллиарда долларов. Поступление прямых инвестиций составило 6,9 миллиарда, или 80,9 процента от всех иностранных поступлений. 

По сферам вложения инвестор по-прежнему настороженно относится к сельскому хозяйству. Более трети инвестиций направлено в оптовую и розничную торговлю. Чуть меньше — в транспортно-логистическую деятельность, складирование и почтово-курьерскую сферу. Промышленность получила до 25 процентов от общего объема инвестпирога. На долю сельского хозяйства пришлось не более 10 процентов. 

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter