«Золотое» руно

В СТРАНАХ Таможенного союза эта отрасль практически «лежит», хотя во все времена она была на наших землях востребована и приносила хороший доход. В Беларуси ее практически нет как таковой, в России понемногу начинает возрождаться, а в Казахстане пока приносит только убытки.

Мировой опыт овцеводов подтверждает: овчинка выделки стоит.

В СТРАНАХ Таможенного союза эта отрасль практически «лежит», хотя во все времена она была на наших землях востребована и приносила хороший доход. В Беларуси ее практически нет как таковой, в России понемногу начинает возрождаться, а в Казахстане пока приносит только убытки.

В довоенном прошлом в Беларуси насчитывалось 2,5 миллиона овец, которые давали республике 1090 тонн шерсти и более 10 тысяч тонн мяса. Война нанесла огромный урон, но уже к 50-м годам отрасль полностью восстановилась. Однако в последующем от овец стали постепенно избавляться, объявив их обузой, а отрасль убыточной. Ускорила процесс авария на Чернобыльской АЭС — шерсть овец накапливает радионуклиды. Если в 1991 году в Беларуси в обоих секторах насчитывалось 475,3 тысячи голов овец, то уже через 20 лет отара страны уменьшилась до неполных 50 тысяч. Причем общественный сектор сократился почти в 70 раз. Частный оказался живучее, уменьшившись всего в 4,5 раза.

Есть только один совхоз, где разводят овец, — в Ляховичском районе. Еще теплится овцеводство в СПК «Конюхи» Брестской области и в Витебском госплемобъединении. На учебной ферме Витебской ветакадемии пытаются сохранить остатки романовской породы, той, что дает лучшую в мире шубную овчину и отменного качества мясо. Фермерские хозяйства есть в Логойском и Минском районах. Пока существует и специализированная лаборатория по овцеводству в НПЦ по животноводству НАН Беларуси, ученые и специалисты которой вместе со своими витебскими коллегами регулярно подают голос в поддержку овцеводства. Отрасль имеет не только хозяйственное, но и социальное значение. Для ее развития не требуется больших капитальных помещений, дорогостоящего оборудования, как для содержания других видов животных. От фермы, где находятся овцы, нет даже характерного запаха. В рационе животного должно быть всего около 30 процентов (по питательности) концентрированных кормов. Для сравнения: в рационе коровы таких кормов должно быть 55, свиньи — не менее 80 процентов.

Так какая судьба уготована белорусскому овцеводству? Видели ли вы в наших магазинах баранину? А ведь по калорийности она превосходит говядину, но холестерина в ней в 2—4 раза меньше, чем в говядине и свинине. Разве залеживаются на прилавках валенки Смиловичской валяльно-войлочной фабрики, единственного в республике производителя такой обуви в промышленном масштабе? А ведь сырье для производства ей приходится в основном закупать за валюту. Своей-то шерсти практически нет.

Судя по всему, очень скоро в решение этого вопроса будет внесена ясность. Еще в конце 2010 года Президент Александр Лукашенко потребовал изучить вопрос, а недавно — в апреле — перед Правительством поставил задачу в сжатые сроки подготовить план развития овцеводства в стране и образования предприятия, работающего на таком сырье.

После развала Советского Союза в России овцеводство тоже резко пошло на спад. Так называемого госзаказа больше не стало, и кому реализовывать шерсть и мясо, селяне просто не знали. Сильное воздействие на отрасль оказала и ситуация в легкой и текстильной промышленности. Фабрики больше не работали. Невостребованность отечественным рынком шерсти, несоответствие закупочных цен на продукцию отрасли и затрат на ее производство, отсутствие договоренностей с переработчиками — все это привело к сокращению поголовья с 58,2 миллиона голов в 1990 году до 15 миллионов в 2011-м.

Сейчас между двумя федеральными министерствами — сельского хозяйства и промышленности и торговли — идут переговоры о налаживании связей между отечественными производителями и переработчиками. Сельхозпроизводитель России вполне может удовлетворить запросы текстильной и легкой промышленности страны в тонкой, полутонкой и грубой шерсти. Способен обеспечить мясоперерабатывающие заводы высококачественной бараниной и ягнятиной, которые стали дефицитным деликатесом.

Главная задача овцеводов страны сегодня — увеличение численности мясо-шерстных и мясных пород овец. Для этого полгода назад принята «Программа развития овцеводства и козоводства на 2012—2014 годы и на период до 2020 года». По прогнозу, поголовье овец во всех категориях хозяйств к концу 2012 года должно составить 26 миллионов голов, а уровень рентабельности с учетом субсидий — 29 процентов. Плюс 185 тысяч дополнительных рабочих мест. В Программе заложены субсидии на содержание племенного маточного поголовья на 2012 год в размере 400 миллионов рублей. Субсидии на овцематку, козоматку, ярку старше года — 670 миллионов. Плюс 30 процентов — софинансирование регионов.

Сегодня в России овцеводство становится все более перспективным для малого бизнеса. Оно не требует серьезных первоначальных вложений, есть возможность взять кредиты в рамках государственных программ для предприятий малого бизнеса. Кроме того, не надо строить большие фермы. По мнению российских специалистов, для овцеводства как бизнеса не имеет смысла заводить стадо, состоящее только из овец, у которых шерсть высокого качества, или только из тех особей, которые дают много мяса. Идеальны породы смешанного типа. Кроме того, основная масса населения уже наелась «химии» и хочет получать экологически чистую продукцию.

Опыт овцеводства Казахстана интересен и полезен для возрождения этой отрасли в нашей стране. У коллег по Единому экономическому пространству овцеводство связано с исторически сложившимися национально-культурными традициями народа в питании и образе жизни сельского населения. Поэтому его развитие здесь без преувеличения имеет общегосударственное значение. В советское время производство шерсти и мяса было наиболее прибыльным. Затем, с распадом Советского Союза, их стоимость резко снизилась, ухудшилась реализация, и овцеводство, особенно тонкорунное, перестало себя оправдывать. Уже почти нет тонкорунных овец на севере, востоке и западе Казахстана. Если в начале 90-х годов в республике общее поголовье доходило до 37 миллионов голов, а тонкорунные составляли почти две трети, то сейчас на казахстанских пастбищах пасутся 18 миллионов овец.

А ведь республика располагает главным ресурсом для развития этой достаточно малозатратной технологии — большие площади естественных пастбищ: из 222,6 миллиона гектаров земель они занимают 189 миллионов, или 80 процентов. Но основная часть их из-за резкого сокращения поголовья овец сегодня не используется или используется неэффективно.

У отрасли две основные проблемы: довольно высокая себестоимость производства килограмма тонкорунной шерсти и низкая продуктивность животных. Овцеводы считают, что вывод отрасли на рентабельную работу возможен не столько благодаря увеличению поголовья, сколько селекции и росту продуктивности овец. А таковыми сейчас являются овцы мясного направления.

Это доказывает и развитие мирового овцеводства: производство мяса наиболее эффективно и оправдывает затраты. На 1 килограмм прироста живой массы овец затрачивается в 10 раз меньше кормовых единиц, чем на производство 1 килограмма шерсти. В то же время цена 1 килограмма живой массы больше в два раза, чем стоимость 1 килограмма шерсти. При этом от одной овцы можно получить 2—3 килограмма шерсти в мытом виде, а мяса баранины — в 10 раз больше.

В 2011 году в Казахстане произведено почти 150 тысяч тонн баранины, 80 процентов которой приходится на личные подсобные хозяйства. С 2009 года республика экспортирует баранину, в том числе в Ирак, Иран и Катар. Если в 2009-м ее было экспортировано 16 тонн, то в 2010 году объем поставок за рубеж доведен до 324,5 тонны.

Проблема для Казахстана в том, что овцеводство все еще сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, на которые приходится 70 процентов поголовья. Это затрудняет стимулирование развития отрасли, поэтому Министерство сельского хозяйства намерено повышать ее экономическую устойчивость через создание и укрупнение хозяйств, усиление селекционной работы.

Главный вывод, к которому пришли казахстанские овцеводы, — нужны породы смешанного типа, так называемые мясные тонкорунные.

Эти породы хорошо развиты в Германии, Испании, Южно-Африканской республике. Вся Западная Европа, Америка, Африка, Англия имеют в основном мясное и мясо-шерстное овцеводство, где производство баранины доходит до 90 процентов от общей стоимости дохода с овцы и сосредоточена половина всего поголовья в мире.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter