По 130—150 рублей в день: хороший урожай гарантирует достойную зарплату участникам жатвы

Золотое поле — символ благополучия

В лиозненском урочище Борисова Гора за деревней Красыни — нескончаемый рокот двигателей. Загон за загоном три красных «Полесья» и зеленый CLAAS зачищают плантацию озимой пшеницы. Начальник сельскохозяйственного филиала «Клевцы» КУП «Витебскоблдорстрой» Зоя Катович берет в руки тяжелый колос:

— Нынешним намолотом довольны. Здесь вот урожайность — под 50 центнеров с гектара. А были участки и по 70—80 центнеров. Для наших земель это очень хороший результат. Яровые, конечно, похуже. Но средняя урожайность сейчас по хозяйству — 45,7 центнера с гектара, намного больше прошлогоднего. Через пару дней мы уже сможем рапортовать об окончании жатвы.

Владимир Барановский, комбайнер-тысячник: «Колос нынче тяжелый, зерна соберем в достатке».

Каждому сорту свой участок

К уборке в нынешнем сезоне в «Клевцах» было 1265 гектаров зерновых, из них — почти 900 гектаров пшеницы.

— Любим мы пшеничку, — улыбается руководитель. — И заместитель мой по растениеводству Леонид Соловьев к ней неравнодушен. Экспериментирует с разными сортами. В основном белорусской селекции, но в этом сезоне порадовал и немецкий сорт. С 28 гектаров взяли 226 тонн хлеба! Комбайны сделают проход туда-сюда — и бункеры полные. Посевы невысокие, коренастые, с большими и тяжелыми колосьями. Не поле — загляденье. Хотя, конечно, год на год не приходится. Тут не угадаешь, как сорт себя поведет в зависимости от климатических особенностей. Так что лучше, как говорят, хранить яйца в разных корзинах.

Такую хозяйскую стратегию поддерживают и комбайнеры. Их всего пять человек. Работают без помощников. Техника не новая, но бережно досмотренная. Вот, к примеру, немецкий CLAAS. Ему уже исполнилось 15 лет, а все механизмы работают как часы благодаря хозяину Андрею Катовичу. Андрей Валентинович — супруг руководителя хозяйства. Здесь  на отвозке зерна работает и сын Зои Васильевны — Станислав. Оба Катовичи на время покидали родное предприятие — пытались искать счастья, занимаясь международными грузоперевозками в штате большой российской транспортной компании. А потом тут, в Клевцах, родилась дочка-внучка, и мужчины вернулись домой, о чем ничуть не жалеют. Так же, как и водитель МАЗа Виталий Пилипук. Четыре года парень работал в Москве водителем автобуса, но родная земля все равно звала. Теперь всем доволен, вон как торопится к своему подшефному «Полесью» принимать очередной хлебный груз — комбайны ждать не любят, да и у самого зарплата зависит от тоннажа и количества рейсов.



— Комбайнеры у нас получают в день по 130—150 рублей, водители — чуть меньше, рассказывает начальник филиала. — Ежедневные показатели и начисленная за работу плата — на специальном экране в мастерских. Это усиливает чувство здорового соперничества. Поэтому заинтересованность высокая. Со вчерашнего дня один комбайн на ремонте — полетел шнек. За сутки комбайнер Григорий Никонов уже весь извелся. Сегодня к вечеру нужную запчасть привезут из Верхнедвинского райагросервиса, так Григорий Павлович заявил: буду устанавливать шнек ночью, чтобы к утру уже выйти в поле. Обеды рабочим возим прямо к технике, механизаторы оплачивают лишь пятую часть их стоимости. От 10 до 20 процентов зарплаты начисляем за амортизацию комбайна — в итоге люди заинтересованы в долговечности техники.

Золото полей

Красивые МАЗы с ярко-желтыми кузовами выстроились в ряд. Ждут сигнала от комбайнеров. Как только в каком-либо из них отбрасывается труба в сторону, мчатся принимать зерно. А оно шуршащей рекой льется из бункера, поблескивая на солнце. Красивое зрелище. Не устает им любоваться и Зоя Катович:

— Я приехала в Клевцы после окончания Горецкой сельхозакадемии около 30 лет назад. Стала работать агрономом. Здесь вышла замуж, вырастила двоих сыновей и осталась навсегда. Вот уже более восьми лет возглавляю филиал. И скажу прямо — без сельского хозяйства свою жизнь не представляю. Была возможность когда-то уехать в Москву, учиться в Тимирязевской академии. Не решилась оторваться от этой земли и теперь уверена: правильно сделала.

Зерно шуршащей рекой льется из бункера.

Производственные секреты, признается руководитель, просты:

— В хорошую погоду убираем дотемна. У нас уже три комбайнера-тысячника: Андрей Катович, Владимир Барановский и Григорий Никонов. Зерно сейчас практически сухое, влажность минимальная — можно здорово экономить на досушивании. Сушилка у нас мощная, 120 тонн в сутки берет без проблем. Но теперь ее используем по минимуму. Выгружаем зерно на открытой площадке. Сортируем — что на семена, что на фураж, хранение, что в счет госзаказа. Кстати, последний уже давно перевыполнили. Вместо запланированных 250 тонн сдали 308. Закончим уборку — механизаторы пересядут на сеялки, сев озимого рапса идет полным ходом, приступаем к озимым зерновым. Два комбайна оставим для семенников трав, ярового рапса и помощи сельчанам в уборке наделов. Еще соседние хозяйства нужно будет поддержать.

Корма по доступной цене

Зернофураж — это отдельная статья в расходах филиала, — отмечает Зоя Васильевна. — Поголовье в «Клевцах» немаленькое — свыше 2 тысяч голов КРС. Из них почти половина — коровы. Более 94 процентов молока мы сдаем сортом экстра, поэтому большое внимание уделяем кормам. Для удешевления рациона закупаем нужные компоненты — добавки, шроты — и сами на своей мельнице из собственного зерна делаем комбикорма. Кстати, в целом по кормоединицам рассчитываем нынче превысить прошлогодние показатели и с лихвой обеспечить кормовую базу.

С поля то и дело на зерноток подъезжают МАЗы. Шустро разворачиваются, выгружают зерно и мчатся обратно. Пока стоит погода, медлить нельзя. И это знают все, от кого сегодня зависит судьба выращенного урожая.

Зоя Катович, начальник филиала «Клевцы» КУП «Витебскобл-дорстрой»: «Через пару дней сможем рапортовать об окончании жатвы».

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter