Золото ль в болоте?..

Почему  «ураганная»  древесина  сегодня  обходится  слишком  дорого?..

Почему  «ураганная»  древесина  сегодня  обходится  слишком  дорого?..

О том, как идут работы по ликвидации последствий летнего урагана в Березинском лесхозе, «Р» писала в январе. Тогда все выглядело довольно оптимистично: грядущие морозы должны были помочь лесникам очистить 160 га на болотистой местности, куда не могла заехать техника летом. Тем не менее зима подвела: была только одна неделя с температурой -15—-20 оС, которая может обеспечить надежную дорогу по трясине. Сегодня лесхоз несет немалые убытки, а дрова «ручной работы» в цене становятся поистине золотыми…

Картинка на 50-м квадрате Дмитровичского лесничества навевает ассоциации о «людях на болоте». Несколько человек с бензопилами и топорами, застрявший почти на метр в торфе форвардер, бурелом под ногами и черная грязь. Вместе с межведомственной комиссией, куда вошли представители нескольких министерств — лесного хозяйства, экономики, финансов, природы, концерна «Беллесбумпром», воочию убеждаемся: продолжать работы сегодня на участках, где глубина торфа достигает более двух метров – непозволительная роскошь. А кроме того, это опасно для людей и техники. Тяжелые форвардеры, харвестеры и тракторы вязнут в болоте. Потом вытаскивай их из трясины. А время — на вес золота: правительством поставлены четкие сроки ликвидации последствий стихии – до 15 марта.

Тем не менее деятельность лесников сегодня больше напоминает сизифов труд. Вдоль поймы реки люди вручную распиливают и выносят покореженные стволы (в день один человек на труднодоступном участке сегодня заготавливает максимум 2 м3), затем при помощи лебедки древесина трелюется к месту погрузки на машину и только после этого доставляется на верхний склад для дальнейшей вывозки. В результате от разработки 1 м3 древесины на заболоченных участках лесхоз несет убытки около 32 тысяч рублей! Сейчас межведомственная комиссия работает над внесением предложений в правительство о прекращении работ на труднодоступных участках.

В таблице расчетов экономической целесообразности по Березинскому лесхозу сегодня больше цифр со знаком «минус». Убытки от нереализованной древесины составили 1,07 миллиарда рублей, потери от разработки бурелома на труднодоступных участках – почти 86 миллионов рублей. Сейчас затраты на заготовку 1 м3 древесины составляют более 57 тысяч рублей, а с учетом трелевки и погрузки себестоимость ее возрастает до 128 535(!) рублей. А ведь это не деловой лес — обычные дрова.

Попытались в лесхозе привлечь на заготовку местное население. Оказалось, такие дрова сельчанам не нужны. Кроме того, по-прежнему остаются нереализованными 90 тыс. м3 твердого топлива: 1 миллиард рублей, который выделили местным райисполкомам, оказался недостаточным для того, чтобы расплатиться с лесхозом. Сейчас ожидают в «подмогу» такую же сумму…

Всего на поврежденной ураганом территории уже заготовлено 650 тыс. м3 древесины. Весь ликвидный материал реализован на внешних и внутренних рынках. На труднодоступных участках сегодня остаются неразработанными менее 10 тыс. м3 древесины. Какую «погоду» сделают эти объемы в экономике района при нынешних затратах? Только плохую. Уверены в этом и сами работники лесного хозяйства, ежедневно приезжающие на болота… Но пока работы продолжаются.

Комментарий специалиста

Юрий НАЗАРОВ, заместитель министра лесного хозяйства:

— Работы, которые сегодня проводит Березинский лесхоз, в условиях финансовой нестабильности – непозволительная роскошь. Первые месяцы года показали: спрос на древесину (как на корню, так и в заготовленном виде) снизился. Так, за первый квартал нам удалось реализовать только 50 % от всего объема, выставленного на биржевые торги. При этом сейчас на поврежденной ураганом территории мы вынуждены заготавливать низкотоварный материал, теряя при этом деньги.

Еще один довод в пользу прекращения этих работ: на данной территории не будет никаких искусственных насаждений, она просто для этого непригодна. Кроме мягколиственных пород, другие здесь практически не растут, да и природа испокон веку в этих местах обновлялась самостоятельно. Члены межведомственной комиссии уверены: оставшиеся небольшие площади следует оставить нетронутыми под естественное заращивание. Слишком уж велики получаются потери.         

На снимке: в Дмитровичском лесничестве полным ходом идут работы в труднодоступных местах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter