В Червенском районе российские менеджеры от мелиорации восхищались опытом белорусских коллег

Золото из болота

В Червенском районе российские мелиораторы восхищались опытом белорусских коллег
С севера на юг — от Сенно до Бреста и Пинска — проехала на этой неделе группа российских мелиораторов — представителей Министерства сельского хозяйства и руководителей федеральных управлений мелиорации нечерноземных областей. Сравнить, каким путем пошло использование осушенных мелиорированных земель у нас и у них, смогла и корреспондент «СГ», побывав вместе с делегацией в Червенском районе.



Вернуть потерянное

В России сейчас тренд — активно возвращать в сельскохозяйственный оборот давно вышедшие из строя земли. Оживились фермеры, дает субсидии государство, строят новые производственные комплексы. Продовольственная безопасность стала не пустым звуком, особенно с введением ответных санкций против европейских производителей. Своеобразным золотым запасом для россиян могут оказаться когда-то мелиорированные земли, из-за постсоветского запустения вновь потихоньку дрейфующие к своему природному болотному состоянию.

— В России осушено и не используется в сельхозпроизводстве более миллиона гектаров земли, — констатирует возглавивший российскую группу генеральный директор редакции журнала «Мелиорация и водное хозяйство» Георгий Гулюк. Эксперт знает, о чем говорит: до недавнего времени заслуженный мелиоратор РСФСР занимал должность директора департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства России. — В целом же доля мелиорированных земель в нашем сельхозпроизводстве — около шести процентов. По площади это примерно столько же, сколько в Беларуси. Реконструкция старых мелиоративных систем — дело крайне дорогое, поэтому мы заинтересованы найти минимально затратные способы вернуть эти площади в оборот. Кроме того, необходимо искать подходы к возрождению мелиоративных предприятий.


Российские мелиораторы убедились, что новые устройства помогают на 30—40 процентов удешевить реконструкцию объектов

Директор ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Удмуртской Республике» Николай Соловей обратил внимание на то, что у нас в стране финансированием мелиоративных работ занимается государство. В России же чаще каждое отдельное хозяйство берет это на себя, при наличии ресурсов. И только по факту им могут вернуть деньги, выделив субсидию:

— Во времена приватизации некоторые плодородные земли, где можно было бы выращивать овощи и зерно, ушли под строительство коттеджей, потому что находились неподалеку от городов. Частники расхватали землю. Берегите Беларусь и не дайте расшатать существующую у вас систему, — пожелал он коллегам.

Директор аналогичного управления из Екатеринбурга Вячеслав Мешков, впервые побывавший в нашей республике, также поражен сохранившимся у нас порядком. В России, по его мнению, восстанавливать старые мелиоративные системы мешает еще и то, что разные хозяева, отхватив по кусочку общей системы и приватизировав землю, не всегда могут договориться между собой. Образно говоря, есть ли смысл одному чистить половину трубы, если вторая, соседская часть, по-прежнему останется забитой грязью и илом? 

Тем не менее у наших соседей на государственном уровне взялись за решение этих проблем, и ожидается, что будет определено финансирование. И здесь могут пригодиться белорусские наработки. 


Старший научный сотрудник Института мелиорации Василий ЗАКРЖЕВСКИЙ демонстрирует новую технологию директору ГО «Белводхоз» Сергею ЛЕЦКО

От истоков к устью

По подсчетам специалистов Института мелиорации, площадь осушенных земель с закрытым дренажем у нас в стране составляет 2,23 миллиона гектаров — это 955,8 тысячи километров закрытых дренажных коллекторов и дрен. В основном системы построены в 70—80-е годы прошлого века, поэтому большая часть коллекторно-дренажной сети износилась на 60, а то и больше процентов. Главная задача современных мелиораторов — не строить новое, а ремонтировать старое, чтобы увеличить срок службы этих объектов.

В отличие от россиян мы сумели сохранить кадры. Директор ГО «Белводхоз» Сергей Лецко говорит, что за последние пять лет удалось практически полностью обновить технику, которой обеспечены мелиоративные организации республики. Кстати, разработанные нашими инженерами средства малой механизации, те же косилки для окашивания каналов, стоят около 2—3 тысяч долларов. Это на 40 процентов дешевле российских. Мелиораторы не только приводят в порядок свою вотчину — при необходимости участвуют в сельхозработах, подсыпают дороги, возводят многоэтажки, словом, берутся за все. И если потребуется, смогут выполнить заказы россиян.

По Государственной программе сохранения и использования мелиорированных земель на 2011—2015 годы в стране должны были реконструировать около 420 тысяч гектаров таких угодий. На деле к концу года выйдем примерно на 271,8 тысячи гектаров, уточнил заместитель директора ГО «Белводхоз» Иван Лазовский. В планах было и добавить около 30 тысяч гектаров нового осушения. На самом деле новыми их можно назвать в кавычках — это скорее завершение начатых еще в советское время работ. Понятно, что о массовом осушении сейчас речь не идет. Наоборот, часть земель, около 60 тысяч гектаров, решено перевести из осушенных сельскохозяйственных угодий в естественные. Это экономически более целесообразно. 


Ведущий научный сотрудник Института мелиорации Валерий БОЛБЫШКО находит поломку под землей с помощью поискового устройства

— И все же осушенные земли чрезвычайно важны для нашего сельского хозяйства, — заместитель директора РУП «Белгипроводхоз» Анатолий Булыня напоминает, что около тридцати процентов сельхозпродукции у нас в стране получают на мелиорированных землях. — В том числе и благодаря масштабному осушению болот республика практически вышла на самообеспечение продуктами питания. Мы выращиваем больше всех в мире картофеля в пересчете на одного человека, а молока производим в три раза больше собственных потребностей. Ранее осушенные торфяники используют и под новые виды сельхозкультур — клюкву и голубику. Кстати, плантации этих ягод гостям как раз и показывали под Пинском. 


Резать или глотать зонд?

Реконструкция мелиоративных систем всегда была дорогим удовольствием. Дедовским способом это выглядит примерно так: экскаватор раскапывает землю, а затем практически вручную рабочие ищут места повреждения коллектора и чинят их. После этого исправный «сосуд» промывают. Чистить от ила и грязи дырявую «артерию» бесполезно — через два-три года проблемы расцветут пышнее прежнего. «Бульдозерный» подход можно сравнить с хирургической операцией, когда у человека заболел живот — опасно и может обойтись очень дорого. Лучше сначала диагностировать болезнь, а затем лечить. 

В госпрограмме рассчитывалось, что цена реанимации одного гектара мелиорированных земель — примерно 2 тысячи долларов, уточнил ведущий научный сотрудник Института мелиорации НПЦ по земледелию НАН Беларуси Геннадий Левин. Благодаря разработкам ученых эту цену можно снизить на 30—40 процентов.

Инструменты, разработанные для этого в институте, в чем-то схожи с арсеналом медиков, только масштаб больше. К примеру, устройство ОД-100 — своеобразный зонд. Рабочий спускается в мелиоративный канал и запускает в скрытый под землей коллектор стеклопластиковый стержень длиной 100 метров, закрепленный на барабане. Поочередно меняя насадки для очистки и специальные контрольные головки, он может одновременно и прочищать коллектор, и искать поломки. Застрявшую головку находят с помощью поискового устройства, поэтому копать приходится намного меньше. Есть в арсенале наших ученых и специальные установки для промывки устьевой части коллектора, и портативные мягкие плотины, позволяющие экономить на подвозке воды. Но особенное впечатление произвел на участников семинара «эндоскоп»: оснащенный специальной насадкой с видеокамерой стержень запустили в коллектор, и на экране монитора можно было тут же изучить его «внутренности». 

Помимо наработок Института мелиорации, россияне посмотрели производство мелиоративной техники на ОАО «Кохановский экскаваторный завод» и ОАО «Пинский завод средств малой механизации». Еще один перспективный момент — сотрудничество и в области проектирования, реконструкции и строительства мелиоративных систем. Директор РУП «Белгипроводхоз» Светлана Дунаевская поделилась опытом реализации таких проектов в Калининградской области. Многие из участников семинара отмечали в приватных беседах, что готовы к сотрудничеству, понятно, при условии финансирования. По словам Георгия Гулюка, белорусских мелиораторов — ученых и практиков — россияне, в свою очередь, пригласят на форум, посвященный 150-летию Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А.Тимирязева. Возможно, на этой встрече будут подписаны конкретные договоры о намерениях и контракты, выгодные и нашей, и российской стороне.

 yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter