Золото, бриллианты...

Белорусский ювелирный холдинг начинает набирать обороты

В ближайшие пять лет белорусский ювелирный холдинг увеличит объемы производства до Br 585,9 млрд.

Новая структура, в которую вошли гомельские заводы «Кристалл» и «Белгран», а также специализирующееся на розничных продажах предприятие «Белювелирторг», была зарегистрирована чуть больше месяца назад. Такое объединение национальной экономике выгодно: два производственных предприятия вкупе выпускают около 50 % отечественной ювелирной продукции, а в общем объеме реализованных белорусам «вечных ценностей» их доля составляет порядка 18 %.

И тем не менее отечественный ювелирный рынок сегодня очень сильно зависим от импорта, потребительский спрос удовлетворяется преимущественно за счет ввоза в республику зарубежных изделий. Так, в первом полугодии текущего года продажи ювелирной продукции белорусского производства составили всего 21 % в количественном выражении и 37 % — в стоимостном. Всего отечественными предприятиями было реализовано 510 тыс. изделий на Br 426,5 млрд. Для сравнения: в 2011 году через розничную сеть было продано изделий из драгметаллов и драгоценных камней на сумму Br 635,3 млрд. Так что задел для роста есть, не скрывают специалисты.

«Смогли бы «Кристалл», «Белгран» и «Белювелирторг», как операторы оптовых и розничных продаж, самостоятельно, без вхождения в ювелирный холдинг решить задачу увеличения своей доли на растущем рынке? В некоторой степени, да. Но это было бы развитие трех самостоятельных, ориентированных на свои коммерческие интересы предприятий. Однако выстроить работу эффективно, с минимальными издержками по всей цепочке прохождения продукции было бы достаточно сложно, — говорит заместитель министра финансов Владислав Татаринович. — Целью создания холдинга не является изменение правил игры на ювелирном рынке или регулирование деятельности его участников. Этот вопрос необходимо рассматривать с точки зрения повышения эффективности и конкурентоспособности госсектора ювелирной отрасли».

А конкуренция тем временем растет. В начале нынешнего года лицензию на промышленное производство ювелирных изделий имели 35 субъектов хозяйствования, к настоящему моменту — уже 43. Кроме того, в январе в секторе розничных продаж работало 199 субъектов через 476 торговых объектов, сегодня их количество увеличилось на 2 и 15 соответственно. Примечательно, что после передачи 14 фирменных магазинов гомельского «Кристалла» в управление «Белювелирторга» объединенная торговая сеть будет насчитывать 54 магазина — больше только у «Ziko». Ожидается, что конкурентные преимущества новой структуры повысятся за счет эффекта масштаба и наибольшего присутствия продукции на прилавках. «В «Чараўніце» насчитывается около 5 тыс. наименований изделий из золота и около 4,5 тыс. наименований из серебра — такое обилие и дает высокий товарооборот», — делится наблюдениями директор ОАО «Белювелирторг» Владимир Мирголовский.

Как отметил генеральный директор управляющей компании ювелирного холдинга ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» Руслан Сороковой, до середины нынешней недели будет завершено оформление договорных отношений между всеми участниками холдинга, и он уже начнет свою полноценную работу. «Поэтому мы будем стараться в ноябре юридически оформить передачу магазинов, чтобы в декабре, когда идут максимальные продажи, покупатель не почувствовал возможных неудобств», — рассказывает гендиректор «Кристалла».

Как оценивают специалисты, через пять лет после создания холдинга объем выпуска ювелирных изделий увеличится в 2,2 раза, бриллиантов — в 1,4 раза. Для больших «аппетитов» понадобится сырье. И если растущие потребности в драгметаллах будут закрываться за счет внутренних источников в виде гранул, порошка, слитков из госфонда и лома (с начала года за счет скупки «казна» предприятий-производителей пополнилась 65 килограммами золота), то бриллианты и алмазное сырье придется импортировать. Благо, «Кристалл» тесно сотрудничает с российской алмазодобывающей компанией «АЛРОСА». В свою очередь, ввоз ювелирных изделий и сопутствующей продукции, которая пока не производится и необходима для наполнения магазинов, как и в настоящее время, будет обеспечивать «Белювелирторг». «У него есть для этого соответствующие наработанные долгосрочные партнерские отношения, квалифицированный персонал товароведов, экспертов по ювелирным изделиям, камням, — отметил Владислав Татаринович. — В перспективе мы готовы такие услуги в качестве оптового продавца предлагать другим ювелирным сетям Беларуси». Чтобы насытить внутренний рынок недостающей «ювелиркой», планируется скооперироваться с ведущими итальянскими и российскими производителями.

Логично предположить, что вслед за увеличением объемов выпуска сережек, браслетов и колец произойдет и рост экспорта. Ведь внутренний рынок не резиновый, да и конкуренты на месте стоять не собираются. Так, например, в ближайшем будущем благодаря строительству нового завода ювелирное производство «ZORKA» сможет увеличить производственные мощности в десяток раз — примерно до 350—400 кг в месяц, и это без учета как минимум двукратных «запасов» на действующей сегодня площадке. Так что, как ожидается, продвижение продукции холдинга будет вестись в том числе за счет встречных поставок в те страны, откуда сегодня завозятся украшения. Такие вопросы, как отмечают специалисты, находятся сейчас в стадии проработки. «В целом мы планируем увеличить объем экспорта по ювелирной продукции в 4,4 раза, по бриллиантам и алмазному инструменту — в 1,5 раза. С учетом этого экспорт продукции участников ювелирного холдинга возрастет за пять лет в 2,2 раза, с Br 13,6 млн. в 2011 году до Br 30 млн. в 2017-м», — рассказывает замминистра финансов. Как ожидается, уже скоро пробирные клейма и оттиски на ювелирных изделиях будут взаимно признаваться в странах Таможенного союза, что упростит реализацию «вечных ценностей» на внешние рынки.

Дабы у иностранного покупателя не возникало вопросов относительно «авторства» изделия, в следующем году два производства могут объединиться и начать работать под единым брендом, что, в свою очередь, оптимизирует затраты на продвижение продукции. Привлекательности добавит и предполагаемое уменьшение стоимости конечного украшения: имея внутри холдинга производства как ювелирных изделий, так и драгоценных камней, можно будет произвести экономию.

Пока узнаваемый товарный знак разрабатывается, в ближайшее время в Гомеле на «Кристалле» и «Белгране» будет реализован инвестпроект по созданию новой производственной базы, которая затронет как организацию логистики, так и сам технологический процесс.

В состав холдинга входят госпредприятия. А сможет ли частная компания — игрок ювелирного рынка присоединиться к «тройке»? «Раньше законодательство позволяло участвовать в холдинге одним образом — путем внесения части доли в уставный фонд управляющей компании. Это было сдерживающим фактором. Сейчас же законодательство по холдингам имеет более гибкий характер: кроме прямого вхождения своим имуществом, предусматривается возможность передачи акций в доверительное управление. В результате интерес у «частников» есть», — констатирует Владислав Татаринович. Однако, как подчеркивает специалист, рынок достаточно консервативен, да и вопрос о вхождении в созданную структуру при всем желании оперативно не решается: по всем правилам сначала надо реализовать пилотный проект, который даст развитие долгосрочным отношениям, и только затем возможно рассмотрение вопроса о вхождении имуществом, деньгами, о приобретении пакета акций. Но, как говорится, было бы желание…

 
 Генеральный директор управляющей компании ювелирного холдинга ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» Руслан СОРОКОВОЙ.
 
 
 Новая структура зарегистрирована чуть больше месяца назад.
 
 
 И.о. директора ЗАО «Белгран» Виталий ДОЙЛИДОВ и заведующая магазином Анна ВИТКОВСКАЯ.
 
 
 Экспорт продукции ювелирного холдинга должен возрасти за пять лет в 2,2 раза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter