Золотко ты наше, Злотко…

«Славочка, ты живой! А я только на твоих поминках была!..»

Он поднимал свой край из руин и строил коммунизм в отдельно взятом колхозе

Стоит в Сенно, склонив голову, Скорбящий солдат, спроектированный по проекту Вячеслава Злотко. Любят сенненцы спрятаться от летнего зноя в Роще памяти, которую в народе называют рощей Злотко. Или посидеть с удочкой у рукотворного озера, появившегося стараниями бывшего руководителя райгаза Вячеслава Злотко. Всего, что сделал для Сенненщины этот человек, кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды, медалей «Партизану Отечественной войны», «За взятие Кенигсберга» и многих других, не упомнить.

В свои 85 лет Вячеслав Злотко до сих пор напоминает военного. Всегда стройный и подтянутый, тактичный, вежливый, скромный. Не сразу разглядишь в нем человека, который более полувека успешно руководил большими коллективами. Вячеслав Антонович родился в местечке Освея, но 55 лет своей жизни посвятил Сенненщине и был занесен в Книгу Славы Сенненского райкома партии.

Отец работал следователем отдела по борьбе с бандитизмом, мать Полина Иосифовна была медиком. Получив среднее образование, сын стал корректором в районной газете «Ленинский путь» и очень хотел вы­учиться на журналиста. Но судьба распорядилась иначе.

Когда началась война, 18-летний Вячеслав, не колеблясь, ушел в партизанскую бригаду имени Фрунзе, которая действовала в Освейском и Россонском районах, в Латвии. Сначала был назначен политруком взвода разведки, а затем и бригадной разведки. Военных эпизодов в памяти Вячеслава Антоновича много, но особенно дороги воспоминания об освобождении мирного населения и военно­пленных из фашистского рабства. Перед угрозой немецкой карательной операции бригада вывела за линию фронта стариков, женщин и детей Освейского района. Потом было освобождение красноармейцев из лагеря военнопленных, 60 из них пополнили партизанское соединение. С трепетом вспоминает письма, пришедшие от родителей девушек, которых партизаны отбили у фашистов в Псковской области.

Как это нередко случалось на фронте, однажды пришлось родственникам оплакивать Вячеслава. Случилось это, когда в составе спецгруппы он отправился в район железнодорожных станций Бигосово-Индра для разведки и диверсий. Но в штаб по случайности никто не сообщил.

— Едем домой с благодарственным письмом от командира части, — вспоминает Вячеслав Злотко, — а навстречу знакомая женщина. Увидела меня и как закричит: «Славочка, ты живой! Я только на твоих поминках была! А как тетка твоя и сестры убиваются...»

Полину Злотко к тому времени расстреляли. Знакомый полицай привел фашистов к той, «у кого сын политрук». Вместе с ней погибли двоюродный брат и дядя.

Уже после войны Вячеслава Злотко из Освейского района отправили в Сенно, работал инструктором РК КПБ, заведующим организационным отделом, секретарем по зоне МТС. А в конце 50-х в составе тридцатитысячников направился на укрепление колхозов, взялся управлять самым отстающим в районе хозяйством.

— Центром колхоза имени Калинина была деревня Пустынки, — вспоминает Вячеслав Антонович. — Так оно и было: ни дорог, ни материальной базы. Предупредили, чтобы собрания проводил только днем. Первое, что сделал, — провел встречу с сельчанами поздно вечером. Хотел показать, что никого и ничего бояться не собираюсь.

Поднимать хозяйство Вячеслав Антонович решил свиноводством, съездил в рижский колхоз-миллио­нер «Большевик» за советом, привез чистопородных беконных свиней и скрестил с лучшей местной породой. К тому же руководитель понимал прописную истину: расплачиваться с людьми нужно деньгами, а не «палочками». А чтобы рабочих рук было больше, одним из первых в стране решил… платить старикам пенсию. Когда районное руководство узнало о новации, только у виска покрутило. Злот­ко поехал к прокурору в Витебск, не один порог пришлось обить, чтобы воплотить идею в жизнь.

— Прибегает ко мне бригадир, — улыбается Вячеслав Злотко, — шапку на землю бросил и кричит: «Иди, председатель, разбирайся со своими пенсионерами! С вечера заняли молотилку, работу срывают». Я от радости его расцеловал, ведь получилось так, как задумал! Идешь по улице — у всех замки на дверях: кто в поле, кто на токах. Работа кипит, а пенсионеры молодым фору давали.

Через несколько лет колхоз имени Калинина чудесным образом стал ведущим в районе в отрасли свиноводства и вторым по надоям на корову. Четыре года подряд здесь проходили совещания ученого совета Института животноводства Академии наук БССР.

Но деятельность председателя была по душе не всем. Так, на одном из партийных пленумов первый секретарь РК КПБ назвал всех председателей хапугами, а о Злотко отозвался так: «Строит, понимаете ли, коммунизм в отдельно взятом колхозе. Отказался от легковой машины, сам на лошадке ездит. Словом, косит под народ. Не идет в ногу со всей страной, партией. Умник нашелся...» Несмотря на то что второй секретарь обкома партии Иван Абакумчик специально ездил в колхоз и, услышав, как сельчане называют председателя «наше Золотко», извинялся за товарища по партии, Вячеслав Антонович на прежнюю должность не вернулся, а возглавил коммунальное хозяйство. 

Живые еще приятели, бывшие руководители всех мастей, до сих пор с улыбкой вспоминают, как «товарищ Злотко» умудрился заасфальтировать в Сенно четыре дороги и сделать четыре моста, когда в районе не было ни копейки денег. По его инициативе началась в Сенно и газификация, под руководством начальника комхоза в жилых домах установили первые 110 плит.

Четыре начальника сменилось в Сенненском горгазе, пока у руля не стал Вячеслав Злотко. Бессменно возглавлял организацию 22 года, 13 из которых — на пенсии. Предприятие было лучшим в области, коллектив дважды заносили на районную Доску почета. Но и уйдя на заслуженный отдых, от общественных дел не устранился: возглавлял районный Совет ветеранов войны и труда.

— Я ведь полный кавалер Славы, — сказал на прощание Вячеслав Злотко. — Две дочери, сын. Трое внуков, и все — Славы. Это мое самое значительное достижение.

На снимке: и на войне случались приятные моменты, о которых хочется вспоминать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter