Золотая середина

Когда-то в ходу была такая историческая байка. В Питере на Невском сидит барыня, внучка декабриста. Услышав шум на улице, она спрашивает у горничной: — Что там происходит? — Революция, сударыня. Большевики пришли к власти. — Чего же они хотят? — Хотят, чтобы не было богатых. — Странно, а мой дед хотел, чтобы не было бедных.

Вспомнилась эта байка не случайно. Социологи утверждают, что в Беларуси пусть медленно, но верно растет доля людей, довольных своей жизнью. Богатыми они себя не считают, но и к бедным тоже не относят. Около 60 процентов белорусских граждан сегодня называют свой уровень жизни средним. То есть по сравнению с 1998 годом количество “середняков” увеличилось более чем в два раза. Выше среднего собственное благосостояние оценивают 6,7 процента опрошенных и столько же считают себя бедными. (Данные Независимого института социальных и политических исследований, Вильнюс.)
На днях статистики выдали нам новую цифирь о доходах населения по итогам первых четырех месяцев нынешнего года. Читаем: среднемесячная заработная плата работников в целом по стране составила 604,5 тысячи рублей, или 298,6 доллара в эквиваленте. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она повысилась на 10,2 процента. Это на полтора-два процента выше, чем прогнозировали в Минэкономики.
Больше зарабатываем — больше тратим. Еще несколько лет назад белорусы почти четверть своих доходов прятали “в чулок” на “черный день”. Нынче же отечественные потребители взяли на вооружение перефразированный принцип: не откладывать на завтра то, что можно купить сегодня. Банковские кредиты и относительно невысокий уровень инфляции только подстегивают потребительский бум. Жилье, новая мебель, бытовая техника, евроремонт в квартире, собственное авто — еще лет пять-семь назад большинство наших граждан не могли себе этого позволить. Тем более все сразу. Стабильно стремятся ввысь доходы туристических фирм, супермаркетов, кафе и ресторанов.
Значит ли все это, что в стране растет и крепнет средний класс?
— Смотря что понимать под этим термином, — говорит Сергей Солодовников, доктор экономических наук, руководитель центра экономической теории Института экономики НАН Беларуси. — В общепринятом смысле средний класс — это та категория населения, которую устраивает существующий порядок вещей, сложившаяся социально-экономическая система. Чем больше таких граждан в государстве, тем оно устойчивее. Ведь к крайностям и политическому экстремизму склонны либо слишком богатые, либо чересчур бедные. Первые стремятся всеми доступными способами еще больше разбогатеть, вторые — все “отнять и поделить”. И лишь средний класс в наибольшей степени обеспечивает государству равновесие и политическую стабильность.
Мы пока не дотягиваем до уровня самых развитых стран. Один из главных критериев, по которому оценивается состоятельность общества, — доля семейного бюджета, выделяемая на продукты питания. Считается, что она не должна превышать 30 процентов (в Беларуси она пока немного выше). Второй показатель высокой культуры потребления — расходы в сфере услуг: чем они выше по отношению к доходу, тем лучше живут люди. Средний европеец тратит на отдых, транспорт, развлечения и здоровье примерно 56 процентов своих доходов. В Беларуси эта цифра, по разным оценкам, колеблется от 3 до 10 процентов.
Однако данная классификация, по мнению Сергея Солодовникова, весьма условна.
— В экономике существует такое понятие, как децильный коэффициент. Он показывает, во сколько раз доходы 10 процентов самых обеспеченных слоев населения выше доходов 10 процентов самых низкооплачиваемых. Сегодня в Беларуси этот коэффициент равен пяти. Это примерно такой же показатель, как в благополучной Швеции. А вот у россиян соотношение доходов 1:15, хотя некоторые тамошние экономисты называют цифру и “покруче” — 1:50. То есть расслоение общества просто огромное. В Беларуси, как видим, большой разницы в доходах различных групп населения нет. В этом и заключается один из главных элементов стабильности нашего государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter