Золотая середина

В МИДе назначен новый начальник управления информации - пресс-секретарь.
В МИДе назначен новый начальник управления информации - пресс-секретарь. Им стал профессиональный дипломат Андрей Савиных. Тема разговора корреспондента "СБ" с А.Савиных актуальнейшая: перспективы взаимоотношений Беларуси и Евросоюза.

- Одним из стимулов европейского расширения является заинтересованность Евросоюза в новых рынках на Востоке. Наша страна в свою очередь нуждается в притоке новых технологий и инвестиций с Запада. Подтверждает ли данную тенденцию торговый оборот между Беларусью и странами Евросоюза? Продиктовано ли сближение с Евросоюзом заинтересованностью белорусских субъектов хозяйствования в европейском рынке?

- Наша страна исходит из важности сбалансированного развития отношений как с Россией, так и с Европейским союзом. Беларусь заинтересована в том, чтобы отношения с ЕС, стимулируя развитие нашей экономики, не противоречили интеграционным отношениям в рамках Союзного государства. Эти процессы являются параллельными и взаимодополняющими. В целом торговые отношения между Беларусью и Евросоюзом развиваются динамично, хотя и не отвечают имеющемуся у сторон потенциалу.

На долю ЕС приходится около 17 процентов общего товарооборота Беларуси, а также половина прямых иностранных инвестиций. За прошлый год объем внешней торговли Беларуси со странами Евросоюза увеличился почти на 40 процентов и составил 2.921,6 миллиона долларов. Отрицательное торговое сальдо равняется 40,8 миллиона долларов и по сравнению с предыдущим годом сократилось более чем в 11 раз.

Евросоюз является вторым по важности после России торговым партнером и инвестором для нашей страны. Торговля с ним служит одним из основных источников поступлений твердой валюты, высоких технологий и инвестиций, необходимых для развития белорусской экономики. Привлекательность рынка ЕС также обусловлена его высокой покупательной и платежной способностью по сравнению с рынком СНГ.

Несмотря на то, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с торговлей, между Беларусью и Евросоюзом не введены в действие, во взаимной торговле де-факто применяется режим наибольшего благоприятствования. Кроме того, Евросоюз в одностороннем порядке с 1 января 1993 года применяет в отношении Беларуси Генеральную систему преференций, в соответствии с которой около 80 процентов товаров импортируются на рынок ЕС беспошлинно либо по сниженным пошлинам.

Неблагоприятным же фактором, существенно сдерживающим развитие белорусского экспорта в Евросоюз, являются применяемые в отношении целого ряда белорусских товаров нетарифные меры, такие, как антидемпинговые пошлины и квотирование.

- За годы, прошедшие после принятия Маастрихтского договора, положившего начало единой социально-экономической системе объединенной Европы, белорусские эксперты не раз указывали на те выгоды, которые получит Беларусь в результате европейского расширения на Восток. Имеются в виду крупномасштабные транспортные проекты через территорию Беларуси, а именно: ямальские газопроводы, нефтепроводы, сверхмощные ЛЭП, каналы оптико-волоконной связи, транспортные коридоры. Являются ли, по оценкам МИДа, эти выгоды реальными, а проекты актуальными на сегодняшний день?

- Географическое положение, небольшая территория страны, ограниченность собственных природных ресурсов обуславливают необходимость для Беларуси формирования открытой экономики. Например, в 2000 году внешнеторговый оборот превысил внутренний валовой продукт на четверть, что свидетельствует о значительной зависимости экономики нашей страны от внешнеэкономических связей.

Беларусь все глубже включается в процесс интеграции европейской и мировой экономики. Одним из главных факторов, определяющих рост эффективности белорусской экономики, является использование преимуществ транзитной страны в международной торговле и развитие производства товаров и услуг для сбыта в окружающих Беларусь регионах. В этой связи важнейшим направлением внешнеэкономической политики является укрепление отношений прежде всего с соседними государствами - Латвией, Литвой, Польшей, Россией, Украиной и другими странами СНГ и Европы.

Можно прогнозировать, что в результате присоединения к Евросоюзу стран Центральной Европы и Балтии доля расширенного ЕС в товарообороте нашего государства возрастет почти в 1,6 раза. В итоге торговля станет более сбалансированной. Присоединение к формирующемуся общеевропейскому экономическому пространству может стать дополнительным фактором для структурной перестройки белорусской экономики и обеспечения лучших условий жизни граждан.

Однако процесс расширения может повлечь за собой и отрицательные последствия, поскольку с момента вступления в Евросоюз будущие члены должны будут полностью присоединиться к внешнеторговому режиму организации. Особую озабоченность вызывают изменение договорно-правовой базы, возможное возникновение дополнительных тарифных барьеров и нетарифных ограничений в торговле.

Следует помнить, что решение таких проблем, как обеспечение стабильности и безопасности в европейском регионе, надежность транзита энергоносителей и товаров в Европу, устойчивость экологического равновесия и защита западноевропейских государств от потока незаконных мигрантов, невозможно без участия Беларуси.

- Присоединение к Шенгенским соглашениям наших соседей, прежде всего Польши, значительно затруднит контакты по обе стороны Буга. Реально ли сегодня если не изменение, то некоторая корректировка Шенгенских соглашений с целью минимизации визовых ограничений для граждан Беларуси? Считает ли МИД эту задачу первостепенной?

- Необходимо ясно представлять, что принятие в Евросоюз, на которое Польша надеется в начале 2004 года, не означает ее автоматического присоединения к Шенгенскому соглашению. Для этого необходим определенный период подготовки. Таким образом, реальное принятие Польши в зону действия "Шенгена" можно ожидать не ранее 2006 года.

До того времени будет действовать белорусско-польское соглашение о взаимных поездках граждан. Переговоры экспертов по выработке его текста продолжаются.

Наш МИД работает над организацией в ближайшее время консультаций с ЕС по вопросам упрощения процедуры выдачи въездных виз. Целесообразность этой работы обусловлена тем, что новые страны - члены ЕС, в первую очередь соседи Беларуси, с которыми у нашей страны существуют интенсивные деловые и культурные контакты, будут вынуждены ужесточить визовые режимы в отношении белорусских граждан. МИД расценивает работу на данном направлении в качестве одной из приоритетных задач, поскольку ее результативность сопряжена с решением конкретных проблем наших граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter