Корреспондент «Р» побывала на Лиозненщине и познакомилась с пациентами уникального приюта для стариков

Золотая осень жизни

Издали кажется, что ты попал в санаторий. На берегу озера — красивый двухэтажный корпус, утопающий в цветах, уютные беседки и даже «тропа здоровья». По этой тропе, длиной всего в несколько десятков метров, каждый день маршируют бабушки и дедушки со специальными палками для скандинавской ходьбы — кто сколько может, тот такое расстояние и преодолевает. Вот только Валентина Шуринова от «спортсменов» отмахивается рукой: я, мол, 30 лет отработала дояркой — столько по ферме да по пастбищам набегалась, что теперь имею полное моральное право занять место в «жюри». Вместе с ней тут же, на удобной скамеечке в уютном дворике, устроились пенсионеры Полина Терещенко и Петр Лапунов. Рядом с ними, сверкая безмерно довольной бело-черной мордой, пушистым хвостом и шикарными усами, восседает кот. Мурзик — всеобщий любимец. Правда, зовут его все  по-разному —  зачастую именно так, как звали дома своих питомцев. Вот и кличут кто-то Кисой, кто-то Обормотом. Мурзик рад отозваться на любое имя. Лишь бы баловали. Прибегает зверюга из соседней деревушки. Чего-чего, а пока хозяева на работе, ласки и внимания здесь, в Бабиновичском отделении круглосуточного пребывания для пожилых граждан и инвалидов, ему хоть отбавляй. Персонал, конечно, ругается, но каждый второй квартирант обязательно старается вынести тайком из столовой кусочек колбаски или рыбки.

В новом месте жить хорошо, считает 86-летняя Ева ЛЮДВИКОВА

Увидев заведующую отделением Наталью Харкевич и соцработника Людмилу Макаревич, Полина Фоминична снимает кота с колен и бережно опускает на землю.

— Да ладно-ладно, все равно вижу! — улыбается Наталья Васильевна. — Вот спроси их, кто подкармливает бродягу, — все в отказ. А я смотрю на днях — а здесь уже и мой кот Самсон расхаживает (заведующая живет неподалеку). Тоже сытное местечко обнаружил. Если так пойдет, то скоро всю деревенскую живность придется на довольствие ставить, — мягко отчитывает подопечных заведующая.  

Пожилые люди в знак согласия кивают головами и ведут меня знакомиться с их бытом. 

Уютные комнаты, новая мебель, ковры и дорожки на полу. Красивые шторы на окнах: думаю, многие сельчане живут дома в менее комфортных условиях.


— Отделение рассчитано на 30 человек. Сейчас у нас два места свободны, но уже есть кандидаты на заселение. Тем более что зима на носу, — рассказывает заведующая. — Зимовать будем в третий раз — наше отделение появилось недавно. Раньше здесь был детский сад, потом его реорганизовали. Капитально отремонтировали здание, и оно пришлось очень даже кстати: к сожалению, пожилых одиноких людей в деревнях становится все больше. Вот у Полины Терещенко два сына, но оба в Калининграде. Бабушке 88 лет, одной жить тяжело. Решение принималось непросто, зато теперь уже привыкла к новой обстановке и всем довольна.

— Все отлично. И уход, и медобслуживание. У нас даже свои арома- и солевые лампы есть. В уголке релаксации можно посидеть, насладиться ароматами эфирных масел. А другую лампу мы из комнаты в комнату передаем: насыщаем ионами минеральной соли воздух, чтобы здоровье укреплять. Вот только кормили бы нас поменьше, а то кушать просто заставляют, — «возмущается» Зинаида Петрашка. — Чтобы совсем не зажиреть, приходится каждый день на тренажеры ходить.

Да-да, в отделении круглосуточного пребывания есть и тренажерный зал. Тут охотно занимаются все желающие. А для колясочников во дворе проложена спортивная трасса с разметкой, где можно поупражняться в ловкости управления транспортом. По вечерам и в непогоду подопечные собираются в просторном фойе с огромным мягким диваном и ЖК-телевизором. Есть где обсудить последние новости и поделиться сокровенным. За плечами у каждого — своя непростая биография и своя печальная история. Хотя далеко не все считают, что осень жизни встретила их излишне сурово или им в чем-то не повезло. Многие уверены: сидеть в четырех стенах на шее у детей и внуков — не лучшее времяпрепровождение. Здесь, среди таких же «вынужденно одиноких», и веселее, и интереснее. Вот бывшие односельчанки Валентина Васильевна и Полина Фоминична из деревни Зубаки живут теперь в соседних комнатах. Совместных воспоминаний про юность и молодость — море. Как шутят: успеть бы теперь наговориться, ведь за повседневными делами там, в деревне, порой некогда было и словом перекинуться. Недавно одна из соседок ездила на побывку домой — теперь всю осень они будут по-дружески спорить, у кого лучше в этом году яблоки уродили и чья усадьба больше травой заросла. А точку в женской дискуссии, как всегда, поставит местный старожил Виктор Задоркин. Он бывший моряк и любит, чтобы на «корабле» во всем и всегда был порядок, — дипломатично переведет разговор в политическое русло. 

Так и бегут здесь день за днем, а месяц за месяцем. Вот закончатся в Бабиновичах огородные дела, и к постояльцам отделения круглосуточного пребывания примкнут местные пенсионеры — начнутся занятия в кружках, закипит работа в мастерских. Под руководством Людмилы Макаревич пожилые люди изготавливают оригинальные поделки, делают сувениры, вяжут носки и варежки. Мне показали эту необычную выставку. Честно говоря, позавидовала умелым рукам мастеров и мастериц, а также энтузиазму их наставницы.

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter