Знают даже скептики: интеграция необратима

Пять лет назад, 26 января 2000 года, вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Его важнейшими статьями являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России в области экономики, социальной сферы, оборонного и гуманитарного пространства. За период, прошедший с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, сформированы и работают Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность. Белорусские и российские политики, дипломаты и экономисты вырабатывают наиболее эффективные варианты сотрудничества, ведут работу по унификации налогового, таможенного, гражданского и хозяйственного законодательств. Их мнения, высказанные со страниц СМИ, активно обсуждаются читателями “Народной газеты”. Сегодня на некоторые вопросы из нашей редакционной почты отвечает известный белорусский политолог Вадим ЕЛФИМОВ.

Пять лет назад, 26 января 2000 года, вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Его важнейшими статьями являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России в области экономики, социальной сферы, оборонного и гуманитарного пространства. За период, прошедший с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, сформированы и работают Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность. Белорусские и российские политики, дипломаты и экономисты вырабатывают наиболее эффективные варианты сотрудничества, ведут работу по унификации налогового, таможенного, гражданского и хозяйственного законодательств. Их мнения, высказанные со страниц СМИ, активно обсуждаются читателями “Народной газеты”. Сегодня на некоторые вопросы из нашей редакционной почты отвечает известный белорусский политолог Вадим ЕЛФИМОВ.

— Беларусь и Россия последовательно продвигаются по пути интеграции, но в обществе все-таки существуют скептические настроения в том духе, что, мол, “круто заваренная белорусско-российская каша до сих пор так и не подана на стол”...

— Так может рассуждать обыватель, который весьма далек от сути происходящего. Используя данную фразеологию, хочу подчеркнуть, что белорусско-российские отношения, любая интеграция в целом — это далеко не одноразовое блюдо, которое можно в один присест приготовить, съесть и забыть. Готовится оно “поварами” экстра-класса намного дольше и основательнее, чем любой кулинарный шедевр. Во-первых, обе стороны ждут не столько сиюминутной выгоды от этого сотрудничества, сколько значимых результатов на перспективу. Здесь присутствует взаимная выгода — и для России, и для Беларуси. Помимо известных факторов, укрепляющих общее понимание (давние исторические, культурные, партнерские связи), сегодня в современном мире Москва нуждается в новом “петровском окне в Европу”. И дешевле всего его “прорубить” именно в Беларуси: здесь самый короткий путь и именно здесь имеется не только вся инфраструктура, но и политическая воля сотрудничать. А значит, Беларусь — наиболее экономически выгодное, логичное со всех сторон и, я бы еще добавил, дружеское “окно” для Российской Федерации. В нем не возникнет сквозняков! Это доказано, это геополитическая неизбежность. Второй момент, который, с моей точки зрения, играет существенную роль. Уже давно противникам объединения все труднее обосновывать свою позицию, находить поводы и причины для скептицизма. Как правило, они подвергают сомнению так называемые детали союзного договора — механизмы сотрудничества, сроки введения единой валюты, льгот, преференций и проч. Но, что приятно, сейчас даже скептики понимают, что выработанная стратегия, концепция объединения верна, а интеграционные процессы приняли необратимый характер. Хотя, действительно, необходимо признать: некоторые временные сложности на практике в переговорном процессе пока существуют. Как-то по этому поводу высказался российский президент Владимир Путин: с идеей об интеграции необходимо “переспать”. Видимо, потребность обдумать, обсудить, все четко взвесить возникает и будет возникать как у российской, так и у белорусской стороны. Всякий раз, как нужно будет делать новый шаг вперед! Это нормально. Такое поведение характерно для партнеров в рамках любой, даже самой тесной интеграционной структуры. Согласование общих позиций иногда происходит непросто, потому что диалог проецируется в реальные экономические, социальные и политические проекты, от которых зависит будущее белорусов и россиян. Впрочем, наличие “критических стрел”, которыми порой обмениваются эксперты, говорит только о том, что они не занимаются демагогией, а плотно работают. Беларусь и Россия — неразделимы, как два берега одной реки. Но бывает и так, что точки соприкосновения быстро найти не всегда удается. Я не испытываю никакого пессимизма по поводу темпов реализации договора: плод наших усилий должен созреть. И тогда он будет и красивым, и сладким. Шаг за шагом мы идем к тому, чтобы собрать богатый урожай.

— Государства Евросоюза, прежде чем прийти к единому мнению, на протяжении десятилетия согласовывали нормы и принципы взаимодействия. Еще в начале 90-х страны, входящие в ЕС, вступили в активную фазу политической и экономической интеграции, но до полного европейского единства далеко. В этом клубе достаточно полярных взглядов и разночтений по самым актуальным вопросам. Не ожидает ли и наш договор та же участь?

— Действительно, для того, чтобы достучаться до ЕС, десяти его новым членам понадобилось достаточно длительное время. До сих пор многие моменты в рамках “двадцати пяти” не урегулированы. Уверен, что Беларусь и Россия гораздо быстрее пройдут так называемый переходный, технический этап, так как наши государства изначально были на гораздо более выгодных стартовых позициях. Союзное государство — более высокая стадия интеграции, чем объединенная Европа. Развитие союзных договоренностей — это потребность политическая и экономическая. Поэтому оба президента — и российский, и белорусский — были правы в своей позитивной оценке, когда заявили, что мы буквально обречены на взаимодействие.

— Наложит ли свой отпечаток украинский вектор на будущее “двойки” и Договора о едином экономическом пространстве?

— Российская сторона, на мой взгляд, в свое время несколько переоценила интеграционный потенциал Украины. Последние события показывают, что сделанные ставки были не совсем обоснованны. Было бы замечательно, если бы Украина в рамках ЕЭП или так называмой “четверки” также стала своего рода локомотивом интеграции. Маленькие ручейки интеграционных процессов сливаются в одну большую реку интеграции в рамках СНГ. И первую скрипку здесь всегда будут играть Россия и Беларусь как инициаторы и наиболее активные и последовательные интеграторы на постсоветском пространстве.

— Стоит ли, на ваш взгляд, в ближайшее время рассчитывать на видимый прогресс в рамках СНГ: ведь по крайней мере два государства Содружества со своей позицией по многим вопросам не определились?

— Был такой период, когда весьма остро стоял вопрос о необходимости интеграции в СНГ. Но в настоящее время этот острый момент уже преодолен. Несмотря на то, что Грузия сторонится СНГ и во многом не ясна позиция Украины, в целом это не оказывает существенного влияния на интеграцию остальных его членов. Содружество Независимых Государств вступило в новую фазу развития, преодолев структурный кризис и начав переход от неэффективных, так называемых постсоветских, форм взаимодействия к прагматизму настоящего дня. Когда первостепенно не количество стран-участниц, а, скорее, новое качество взаимодействия. Это, полагаю, быстрее сохранит жизнеспособность СНГ как клуба интеграторов. В противном случае он рискует превратиться в клуб демагогов. Политика объединения должна проводиться с учетом новых реалий — это общемировые процессы, суверенизация бывших республик СССР, возникновение новых политических элит, особенности экономической ситуации. В экономической сфере, по моему мнению, будет востребована разноуровневая и разноскоростная интеграция. Эта схема мне представляется более мобильной только по одной причине — поскольку пока не удается добиться более желаемого: единовременного фронтального продвижения вперед всего СНГ. Но раз уж мы сегодня перешли от слов к делу, то пусть государства, способные на дело, на деле же докажут всему Содружеству, что реальная интеграция очень выгодна. Тогда и все СНГ должно будет подтянуться. Если нет — что ж, мы, по крайней мере, получим пусть не такое обширное, зато очень здоровое интеграционное ядро, вокруг которого, как плод вокруг завязи, интеграция все равно будет развиваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter