«Знаю, но… не соблюдаю!»

Вадим Браташ ответил на вопросы жителей Осиповичского и Глусского районов

Такое отношение к законодательству о труде встречается как у работников, так и у нанимателей

Специалисты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь констатируют: за три с половиной года, на протяжении которых проводится совместная акция газеты «Рэспублiка», Минтруда и Белтелерадиокомпании «Выездная приемная», правовая грамотность в области законодательства о труде и охраны труда работников и нанимателей заметно повысилась. На этот раз «Выездная приемная» проходила в Осиповичах для жителей Осиповичского и Глусского районов, на вопросы граждан отвечал заместитель начальника управления правового обеспечения Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Вадим БРАТАШ.

Несмотря на то, что сегодня и работник, и наниматель неплохо знают свои права и обязанности, к сожалению, то и дело возникают моменты, когда работник вынужден закрывать глаза на нарушения в оформлении с ним трудовых отношений. Дело в том, что на этапе устройства на работу многие не придают значения оформлению контракта и получению своего экземпляра на руки, оставляя прояснение этого вопроса на потом. Но такой подход чреват проблемами в дальнейшем. Случается, в трудовых договорах уже после их подписания появляются новые записи. Или оказывается, что работник вынужден выполнять работу совсем не на тех условиях, которые оговаривались с нанимателем устно. Поэтому внимательность и соблюдение всех правил при трудоустройстве поможет в будущем избежать многих неприятностей.

Юлия Олеговна всего две недели отработала на новой должности после выхода из отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Основная причина того, что женщина была вынуждена написать заявление об увольнении, – невыполнение нанимателем условий контракта: вместо сорокачасовой рабочей недели она была вынуждена работать сверхурочно, в выходные и праздничные дни. Кроме того, в процессе работы встал вопрос об испытательном сроке, хотя до выхода на работу наниматель об этом не предупреждал.

— Условие о предварительном испытании должно было быть прописано в контракте сразу. Если его не было – значит, даже если бы вас уволили, как не выдержавшую предварительного испытания, увольнение можно было бы оспорить в суде, — ответил Вадим Браташ. – Что касается нарушений нанимателем условий контракта, то решать эти вопросы необходимо было до увольнения.

Если у вас прописана в контракте 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными, то именно такой график вы и должны соблюдать. Если в контракте не прописан ненормированный график работы, значит, он вам не установлен. Следовательно, при привлечении вас к работе за пределами установленной нормы рабочего времени она будет являться сверхурочной и должна производиться только с вашего согласия и соответственно оплачиваться. То же относится и к работе в выходные и праздничные дни.

Если наниматель не выполняет условий контракта, работник может обратиться в государственную инспекцию труда, либо в профсоюзную правовую инспекцию, либо в суд для установления факта нарушения нанимателем условий контракта либо законодательства о труде. В этом случае у работника появляется право требовать досрочного расторжения контракта в связи с нарушением его условий. При этом законодательством предусмотрена компенсация в размере трехкратного среднемесячного заработка за ухудшение правового положения работника.

— Я слышала, что женщины, имеющие двух детей до 16 лет, имеют право на один свободный день в месяц. Так ли это?

— Все верно, в соответствии с положением, утвержденным постановлением Совета Министров Беларуси, женщины, воспитывающие двоих детей до 16 лет, по своему письменному заявлению имеют право на один дополнительный свободный день в месяц за счет средств государственного социального страхования. При наличии троих детей – один свободный день в неделю за счет нанимателя.

— Имеет ли право наниматель вычесть обнаруженную недостачу из моей зарплаты? – спрашивала В. К.

— Если работником при исполнении им трудовых обязанностей причинен нанимателю материальный вред, наниматель может взыскать с работника средства, но соблюдая определенный порядок. Во-первых, необходимо взять с работника письменное пояснение в отношении причиненного им вреда. Распоряжение (или приказ) о взыскании вреда должно быть произведено не позднее двух недель с даты обнаружения растраты. Удержаны из зарплаты эти средства могут быть только, если сумма вреда не превышает размера среднемесячного заработка работника, — ответил Вадим Яковлевич.

Часто люди, работающие на месте основного работника, который находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, интересуются, может ли наниматель заключить с ними контракт.

Как оказалось, законодательство о труде не содержит прямого запрета на заключение контракта с таким работником. Но поскольку у основного работника имеется право в любое время прервать отпуск и выйти на работу, возникает вопрос, что делать с работником, который трудился на его месте? Специалисты считают, что в таком случае он просто подлежит сокращению в соответствии с обычной процедурой: выдачей уведомления и выплатой выходного пособия.

Как ни странно, но доступность правовой информации имеет и обратную сторону: люди, недопонимая закон, неверно трактуют его. И переубедить их бывает очень сложно.

Супруг обратившейся, фамилию которой по понятным причинам не называю, месяц отработал в одной из минских строительных фирм. Уволен по соглашению сторон. Но наниматель выплатил ему зарплату всего за… 7 рабочих дней, сославшись на сведения, отраженные в табеле учета рабочего времени.

— У него же не было ни взысканий, ни выговоров! И уволен он не за прогулы! – возмущалась женщина.

— Оплата труда производится за фактически отработанное время. И основной документ здесь – табель использования рабочего времени. Иногда наниматели, не желая портить «нехорошей» записью трудовую книжку работнику, идут на компромисс и увольняют его не за прогулы, а по соглашению сторон. И это не противоречит законодательству. Ведь увольнение за прогул – не обязанность, а право нанимателя. Но оплата в этом случае, естественно, производится только за отработанные дни, – ответил Вадим Браташ. – Конечно, можно допустить и мысль о вине нанимателя. В этом случае, если вы можете представить свидетелей, которые подтвердят, что ваш супруг работал весь месяц, вам следует обратиться в суд.

К сожалению, посетительница, о которой шла речь, ушла, не удовлетворенная ответом. И переубедить ее в том, что она неверно понимает законодательство, не удалось.

У монахини католического прихода Виктории Дубовик, которую сопровождал настоятель костела Петр Войтала, есть медицинское образование и опыт работы медсестрой. Она хотела бы устроиться на работу в больницу, но есть одно препятствие: она не имеет права ходить в светской одежде, даже в медицинском халате, а всегда должна носить монашеское одеяние.

— Я могла бы переодеваться на работе в белое одеяние, но тоже монашеское. Но не помешает ли это моему трудоустройству?

— Конечно, туда, где нужна стерильность, к примеру в хирургию, вас работать вряд ли возьмут. Но в целом проблем возникнуть не должно. Думаю, вы принесете много пользы пациентам, – ответил Виктории Михайловне заместитель председателя Осиповичского райисполкома Александр Шавлюга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter