
Тест-драйв в цехе
Жители и гости Минска уже обратили внимание на новые трамваи, которые курсируют по городу. Это модель Т811. Техника значительно отличается от предыдущих моделей. Односекционная версия оснащена четырьмя дверями, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Особое внимание уделено безопасности: уникальная форма передней и задней частей трамвая снижает риск несчастных случаев, отбрасывая пешехода в сторону, а не под колеса. Дополнительное зеркало исключает слепые зоны для водителя. Салон трамвая полностью низкопольный, что делает его доступным для маломобильных пассажиров, включая тех, кто пользуется инвалидными колясками. Также в трамвае реализованы решения, снижающие уровень шума, например установка резиновых вставок между ободом и ступицей колеса.Пассажиры уже смогли оценить все достоинства новинки. А теперь у каждого желающего есть возможность увидеть, как собирается самая современная пассажирская техника. Холдинг «Белкоммунмаш» как представитель системы Минпрома присоединился к месяцу промышленного туризма. Предприятие не только проведет экскурсии по производству и покажет технику, но и организует викторины с призами. Также любой желающий сможет принять участие в онлайн-викторине, чтобы проверить свои знания и услышать интересные факты о производстве колесного и рельсового электрического транспорта. В планах у предприятия создание своего музея, а пока можно ознакомиться с исторической фотогалереей и рассмотреть макеты моделей техники по пути в производственные цеха. Примечательно, что в 2024 году реализован проект по созданию интерактивной панели для демонстрации экстерьера и интерьера низкопольных трамваев и электробусов.
— Первые экскурсии на предприятии были организованы в 2022 году, тогда производственные цеха посетило несколько десятков человек. В 2023-м в цехах побывало 360 туристов, а в 2024-м — уже 810. Каждый год в сентябре на предприятии проходит день открытых дверей, его посещаемость достигает трех тысяч человек. Экскурсии особенно нравятся школьникам, для холдинга это еще и профориентация молодых людей, — рассказали в пресс-службе холдинга.

Перспективный проект
Отметим, для Беларуси как индустриально развитого государства сфера промышленного туризма обладает особой значимостью, поскольку открывает возможности демонстрации национальных достижений.Для его популяризации в марте на предприятиях Минпрома пройдет месяц промышленного туризма под единым слоганом #ЗНАЙ_НАШЕ. Акцию организовало Министерство спорта и туризма совместно с Министерством промышленности, Национальным агентством по туризму. Крупные промышленные холдинги проведут дни открытых дверей, производственные экскурсии и расскажут посетителям об истории, достижениях, применяемых современных технологиях и планах по дальнейшему развитию предприятий. Предусмотрены тематические конкурсы и викторины с розыгрышами призов.
Для Беларуси, к слову, это не новое направление. Предприятия Минпрома начали практиковать промтуризм с 2015 года. За это время он стал очень востребованным, с каждым годом число посетителей увеличивается в разы.
— Предприятия системы Минпрома в прошлом году в рамках деятельности по промышленному туризму продолжили совершенствовать и внедрять новые формы для его продвижения. Активная деятельность в этом направлении способствовала росту количества туристов, которые посетили производственные цеха. Отмечается стабильная положительная динамика в количестве проведенных экскурсий, а также принятых туристов. Не может не радовать тот факт, что все больше наших соотечественников — как взрослых, так и учащихся — проявляют интерес совершить путешествие на те или иные заводы. И в этом контексте важно, что промышленный туризм становится не только модным туристическим направлением, сколько эффективным инструментом решения конкретных задач: знакомит с предприятием, современными производственными процессами, демонстрирует как технологический, так и кадровый потенциал, — сообщила пресс-секретарь Министерства промышленности Оксана Каруна.

Гиганты стали доступнее
В прошлом году наибольшим спросом у туристов пользовались машиностроительные гиганты. С 2015 года ОАО«БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» организовало работу промышленного туризма, благодаря чему появилась возможность познакомиться с историей предприятия, производимой продукцией и непосредственно с самим производством, а также посетить выставочную площадку инновационной карьерной техники.
— В настоящее время промышленный туризм играет важную роль и имеет устойчивый рост количества проведенных экскурсионных мероприятий и численности туристов, посещающих предприятие. С 2015 года по настоящее время БЕЛАЗ посетило около 300 тысяч человек. В 2024-м сотрудниками отдела промышленного туризма было проведено 2300 экскурсий, в рамках которых предприятие посетили 57 872 тысячи человек, — сообщила Оксана Каруна.
ОАО «БЕЛАЗ» в рамках промышленного туризма взаимодействует с туристическими фирмами Республики Беларусь.

В настоящее время отдел промышленного туризма предоставляет экскурсионные услуги для посетителей ежедневно с 8:00 до 20:00. В рамках промышленного туризма для оказания экскурсионного обслуживания был увеличен штат сотрудников, для осуществления проездов выделен и закреплен карьерный самосвал БЕЛАЗ-75584 (разукрашен в тематическом стиле), установлен навигационный арт-объект «ХОЧУ НА БЕЛАЗ».
В топ-3 по посещаемости в прошлом году также вошел Минский тракторный завод. Тут побывало без малого 48,2 тысячи человек. Для туристов организована обширная программа.
— Посетители могут ознакомиться с программно-аппаратным комплексом «Кабинный тренажер трактора BELARUS 3522 на динамической платформе». Он предназначен для демонстрации основных возможностей и преимуществ трактора. Позволяет ознакомиться с устройством трактора и примерами его работы в полевых условиях. Кабина максимально адаптирована и имитирует реальное место оператора, — рассказала пресс-секретарь Министерства промышленности.
Также для посетителей доступны два модуля виртуальной реальности с тремя сценариями: визуальный осмотр трактора, замена масла и деталей, а также виртуальное посещение кузнечного и литейного производства ОАО «МТЗ».
В целом за 2024 год Минский тракторный завод посетили туристы из 43 стран, а по безвизовому режиму — гости из 17 государств.
— Правила посещения объектов ОАО «МТЗ», расположенных на территории общества во время проведения промышленного туризма, переведены на английский, эстонский, польский, испанский, французский, немецкий, иврит и итальянский языки, — обратила внимание Оксана Каруна. — Новые предприятия «МТЗ-Холдинга», которые начали оказывать услуги в рамках промышленного туризма: ОАО «ОИЗ» и ОАО «Вистан».
Замыкает топ-3 ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — 12,2 тысячи человек, которое сконцентрировало свои усилия на проф-ориентационном туризме. Предприятие реализует целый ряд проектов в этом направлении: «Мой выбор — моя профессия», «День с предприятием», «Проект профильного образования для учащихся классов инженерной направленности», культурно-патриотический проект «Профессии моих родителей» и другие.
