Знай лицу цену

Письма из Пекина
«Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись», — сказал сотню лет назад Редьярд Киплинг, и многие были готовы подписаться под его словами. С тех пор много воды утекло, и Запад с Востоком сошлись и объединились по многим вопросам. Мы вместе решаем глобальные мировые проблемы, боремся с терроризмом и экологическими угрозами, развиваем экономику, мир стал на редкость прозрачным и маленьким. Сегодня, для того чтобы добраться во вчера еще недоступные уголки, достаточно купить билет на самолет. Благостная картина? Едва ли. На поверку оказывается, что все это — лишь внешнее, поверхностное, и все наши многочисленные сходства на самом деле не затрагивают суть, природу человека и общества.

Практически вся западная культура построена на христианском понятии «греха», который подразумевает ответственность каждого отдельного человека перед лицом Господа. Согрешил — даже если никто, кроме тебя и Бога, не знает — покайся, повинись и проси о прощении. В восточном — прежде всего китайском — обществе понятие «греха» не так актуально, его здесь успешно заменяет понятие «лица», «мяньцзы». Оно подразумевает не столько самоконтроль и контроль со стороны Всевышнего, сколько контроль со стороны общества — людей, которые тебя окружают, с которыми ты встречаешься каждый день и которые могут от тебя отвернуться в случае неблаговидного поступка. Можно сказать, что китайская цивилизация построена на концепции стыда, а не греха.

Китайская поговорка утверждает: «Человек живет для лица, как дерево растет для коры». Понятие «лица» подразумевает репутацию и престиж, часто его переводят как «позитивное общественное восприятие», и оно включает в себя не только мяньцзы, но и понятие ляньцзы. Эти две концепции очень важны для социальных отношений и социальной иерархии. Мянь ассоциируется с престижем, статусом и репутацией, которые основаны на образовании, благосостоянии или положении в обществе — это восприятие человека обществом. Лянь же подразумевает моральную целостность и социальное поведение и предполагает уважение к добродетельному человеку независимо от его положения в обществе, это уверенность общества в моральном характере человека. Сохранение «лица» для китайца исключительно важно, потому что оно лежит в основе власти и влияния — пусть даже на уровне одной небольшой деревни. Утрата лянь будет означать утрату доверия в общественных связях, а потеря мянь может обернуться потерей авторитета. Чтобы объяснить разницу, приведу такой пример. Если о человеке ходят слухи, что он украл деньги из кассы, это означает для него утрату лянь, но не мянь. А вот если вы неоднократно перебиваете начальника во время выступления, то для него это — потеря мянь, но не лянь. Утрата мяньцзы далеко не всегда означает, что и ляньцзы утрачена (например, в случае с бедным, но праведным человеком), но сохранить мянь, если потеряна лянь, практически невозможно.

Китайцы, как и многие другие азиатские народы, знакомые с понятием «лица» — например, японцы и корейцы, — склонны к компромиссам и никогда не конфликтуют открыто друг с другом. Здесь предпочитают не прерывать выступающих, не критиковать их слишком откровенно и не говорить однозначно нет, чтобы другие тоже могли сохранить «лицо».

Для многих европейцев, привыкших к откровенности в общении друг с другом — как в личных, так и в рабочих отношениях, — поначалу это не совсем понятно. Мы привыкли говорить нет, когда не в состоянии что–то сделать. Мы также привыкли считать, что если нам не говорят нет, то это автоматически означает да или хотя бы «я буду очень стараться это сделать». В Китае по–другому. Здесь не скажут прямо нет, но, если вы видите сомнение на лице собеседника, лучше насторожиться, потому что очень часто китайское «может быть» или «я постараюсь» на самом деле означает отказ. Имейте при этом в виду, что и китайцы, в свою очередь, точно так же отнесутся к вашему «может быть» — они поймут эти слова как отказ, который вы не выражаете прямо, потому что не хотите, чтобы ваши собеседники «потеряли лицо».

Я уже привыкла считаться с чужим «лицом» — не ранить его нечаянно своей европейской откровенностью. Это не так сложно, как кажется: нужно просто поступать в отношении других так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали в отношении вас — и все будет в порядке.

sbchina@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter