О гуманитарных науках

Знания высокой пробы

Достижения и открытия в сфере гуманитарных наук в руках не подержишь, на ладони не взвесишь, в производство не внедришь, крупными партиями не выпустишь. Наверное, и выжить без философии, истории, искусства, экономики, социологии, литературы было бы вполне возможно — так, на уровне удовлетворения базовых инстинктов. Но представить развитие и личности, и народа в целом без гуманитарного знания невозможно. Его состояние — лакмусовая бумага, которая дает понять, каково вообще самочувствие общества на данный момент. Во время дискуссии в НАН Беларуси, организованной в преддверии II съезда ученых, стало ясно: моменты, над которыми надо работать, есть.


Александр Коваленя, академик–секретарь отделения гуманитарных наук и искусств Академии наук, рассуждает о ренессансе гуманитарных знаний, наблюдаемом в последнее время. Ежегодно публикуется более 100 серьезных научных монографических исследований, только в прошлом году прошло свыше 45 научных конференций, в том числе такое крупное международное событие, как XV съезд славистов. Но вот представители вузов не скрывают тревоги в связи с резким снижением объема часов по дисциплинам социально–гуманитарного цикла в высшей школе. Например, если раньше будущие педагоги обязательно изучали этику, религиоведение, политологию, логику, философию, социологию, то теперь часть этих дисциплин изучается по выбору студента или вовсе сведена на нет. Учитель без знания логики и этики — не нонсенс ли? И возможно ли за 42 аудиторных часа философии донести все богатство, наработанное в этой области человечеством?


Сокращение социально–гуманитарных дисциплин произошло на фоне уменьшения сроков обучения: теперь часть специалистов в вузах готовят не за пять лет, а за четыре года. И для многих именно эти дисциплины оказались непрофильными, а потому количество часов на них сократилось. Но если для технарей это оправданно, то не образуется ли фатальных пробелов у тех, кто собирается сеять разумное, доброе, вечное? Научатся ли они критически осмыслять действительность, формировать и излагать свое мнение, работать над своим развитием? Смогут ли, в конце концов, заменить со временем старшее поколение интеллектуалов? В БГПУ, например, признаются, что пока живут на старом багаже. За прошлый год тут подготовили 10 кандидатов и двоих докторов наук, возраст у преподавателей в основном солидный. Воспроизводство кадров идет нелегко, и перспективы пока не слишком оптимистичны. Поменяют ли для студентов ситуацию кардинально семинары и дополнительные занятия — большой вопрос. А может, гуманитарному блоку уделить больше внимания в магистратуре?


Важно и то, чтобы новые данные в области истории, культуры, социологии были задействованы в учебном процессе. Конечно, регулярно переписывать учебники нереально, но у преподавателей должен быть источник, из которого можно было бы почерпнуть свежие сведения. Ведь академические институты работают очень активно. Социологи, экономисты, философы занимаются выявлением наиболее сложных проблемных вопросов в развитии нашего общества, а понимание проблемы — уже шаг к поиску ее решения.


Археологами, историками, этнографами, искусствоведами найдены тысячи новых исторических источников, обнаружены сотни памятников археологии, накоплен огромный фактологический материал, в том числе и благодаря исследованиям, которые проходили на месте строительства крупных объектов: Августовского канала, Гомельской и Полоцкой ГЭС, АЭС. Те артефакты, свидетели нашей истории, которые могли быть попросту утрачены, бережно сохранены, изучены, выставляются в музеях, стали всеобщим достоянием. Обозначена проблема поддержания и сохранения историко–культурного наследия, в первую очередь археологических памятников, объектов архитектуры. Без понимания, кто мы, каковы наши корни, не понять свое место в мире...


Несмотря на солидную историю, государство наше молодое, независимости — два десятка лет. Есть огромный интеллектуальный ресурс, который нация стремится развивать. Недавнее социологическое исследование показало, что 85 процентов родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Как будет ощущать себя новое поколение, которое уже живет в широчайшем информационном поле, как самоидентифицироваться, нести нашу культуру, сохранять и приумножать национальное богатство, каково, по большому счету, будет наше будущее — все это вопросы гуманитарной науки. Утрачивать позиций она не должна.


Советская Белоруссия №23 (24406). Четверг, 6 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter